ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

О конкурсе бардовской песни для людей с инвалидностью, о людях и песнях

Леонид Сергеев  –  член жюри конкурса  бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью «Струна, и кисть, и вечное перо».  С проектом «Счастье без барьеров» он поделился своими очень серьезными мыслями.

Леонид Александрович — российский автор-исполнитель, тематика большинства песен — юмористическая, есть песни на общественно-сатирическую тему, лирические и песни о войне, радиожурналист, журналист, работал телеведущим, радиоведущим, главным редактором, писатель, написал несколько книг.

Жизнь барда – философия свободы  

Жизнь исполнителя бардовской песни  —  это жизнь обычного нормального человека. Со своими проблемами (что находит отражение в творчестве!), заботами, чувствами. Может быть, люди, соприкасающиеся с хорошей поэзией и сами пытающиеся чем-то поделиться, чуть-чуть чутче реагируют на происходящее, пропускают информацию через себя, а не слепо верят всему… У них более трезвый взгляд на жизнь и, в то же время, обострённое восприятие слова. Наверное, нас не очень устраивает простая схема выживания: работай, чтобы жить, живи, чтобы работать. И ни о чём не думай! За тебя и думают, и решают. Тебя кормят (как-то), лечат (худо-бедно), дают образование (какое-никакое). Живи и не чихай!!! Наверное, это философия сытого рабства. Люди же бардовской направленности, как правило,  уже состоявшиеся личности, со своим мерилом духовных и материальных ценностей. И ещё  — они умеют мечтать! Ибо если  погружаться в мир лирики и не мечтать при этом,  ничего не получится! Писать самую острую социальную песню и не мечтать — пустой номер! Это как… «В тюрьме, в смирительной рубашке лежал свободный человек!». А чем отличается эта жизнь от обычной? … Как сказал один мой друг:  «На авторской песне не заработаешь, но скучно не будет!».

Насчёт юмора

Начнём с того, что юмор  —  качество врождённое, а не благоприобретённое. Есть он у человека — прекрасно, нет — и стараться не надо. Получится либо пошло, либо не смешно. Это как шаг влево, шаг вправо… сейчас такое время, что юмору в нашей жизни места не осталось. Первой умерла сатира (не мучаясь). Юмор забился куда-то в пятки вместе с душой и очень редко оттуда вылезает… «Смехачество», агрессивно-тупая настойчивость рассмешить любой ценой, постоянный нажим на бедного зрителя и слушателя — вот сегодняшние столпы развлекательного цеха. Использование ненормативной лексики не приблизило творца к публике, а уронило его с публикой вместе куда-то под плинтус, который понизился уже до уровня подвала… Главная «заслуга» в этом, конечно, принадлежит создателям идеологии, которые с помощью СМИ (особенно телевизионных) удерживают общество в состоянии тупого безудержного веселья. И остановиться нельзя! Не дай бог! Всегда в воздухе витает призрак мальчика с фразой о голом короле… А короли этого, ой, как не любят! Ну, а у меня есть твёрдое мнение, что на смехе, со смехом надо говорить обо всём. И о высоком, и о низком, о трагических и драматических моментах. Так сильнее доходит до человека. Иногда бывает так: зритель отсмеётся по первому плану, чуть задумается и удивляется: «А что же тут смешного?…». На мой взгляд, это самое ценное. Однажды я выступал на радио, пел песни. Позвонила одна девушка и спросила: «А почему ваши смешные песни такие несмешные?». Я ей зааплодировал! Она поняла! Действительно, в самых своих весёлых попевках я стараюсь рассыпать такие крючочки, что ли… прошёл человек мимо — ну, не беда, ещё не время. Зацепило его — я рад! Значит, не зря! А помогает чувство юмора прежде всего тогда, когда ты, в первую очередь,  можешь посмеяться над собой! И ничего уже не страшно. По-моему, мишени сатиры не изменились со времён, наверное, Эразма Роттердамского! Глупость, тупость, чванство, оболванивание, зависть, злоба… Сколько есть пороков,  столько и вечных тем. Но в первую очередь, вечное гоголевское: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.».

Авторская песня  — это люди

Каждый автор  бардовской песни — штучный товар. Он мыслит, он чувствует. Он стремится поделиться своими ощущениями с себе подобными. Кто-то глубже и шире, кто-то мельче и уже… неважно. В фильме «Журналист» герой Сергея Герасимова говорит: «Логика котёнка  «Мяу…», логика собаки  «Гав!!!». Казалось бы, несопоставимо. Но и то, и то-логика». Так и здесь. Если в 60-80-е годы эта песня объединяла людей («Возьмёмся за руки, друзья…»), то в 90-е появилось профессиональное отношение к самодеятельному искусству. А в двухтысячные авторская песня стала более личностной, не особо-то и хоровой… Попробуй хором запеть Пашу Фахртдинова или Сашу Щербину, или Олю Чикину. Их надо слушать, впитывать, сопереживать, чувствовать… Я не знаю, куда развивается и куда транформируется авторская песня… Я знаю, что она живёт. И будет жить всегда, пока у человека будет потребность в общении. Будет желание высказаться, понять и быть понятым. А для этого — книги. И не в электронном виде. И не Донцова с Устиновой и новомодными… Однажды я сидел в жюри какого-то фестиваля. И вышел парень. Наивный, трогательный, честный… Но словарный запас  —  на нуле  Видно, что человек чувствует на тысячу процентов! А открывает рот —  бе…, ме…., ну… ето…. И ведь до слёз! Стоит, краснеет, слёзы на глазах, а выразить не может!!!! Трагедия! Так что читать, читать и ещё раз читать!!!

Человек – это яйцо

Кто такое человек?…Гм… Знать бы… Можно ёрничать по этому поводу исходя из определения Ф.Энгельса что «Жизнь есть способ существования белковых тел». Значит, человек — белковое тело. Потребляющее вовнутрь желтки… Значит, человек — яйцо. Тем более, что от внешнего мира он отгораживается скорлупой самозащиты, самоиронии и самопознания мира и себя. Итак, яйцо — и никаких возражений! Всё из яйца!

Про бардовский фестиваль в Сыктывкаре

Первый раз в Сыктывкар я  ехал спеть. Второй раз повидаться с удивительными людьми! Отдать им свою энергию, да и подзарядиться от них. Уж чего-чего, а энергии у них хоть отбавляй! И они острее чувствуют жизнь… Я не очень хорошо помню  имена  участников. У  меня беда с идентификацией, типа, фамилий и имён… Но я помню ощущения… Каждый раз есть звёздочки. И это хорошо, что наравне с уже «мэтрами» конкурса появляются новые ищущие.  И новичкам, и «старичкам» всегда говорю одно: главное — общение. Призы, места… Я понимаю, что везде есть отчётность…, дебет…, кредит…, поехали, завоевали… Я бы всем давал самые высокие оценки и места! Главное – люди. Есть люди — есть дело. В этом проекте люди есть. Неравнодушные, подвижники! Иначе и назвать их нельзя. Пожелать им хочу здоровья, прежде всего! Конкурсу — здоровья! Сейчас он хороший, здоровый, неиспорченный. И это надо длить и длить.  И что бы ни происходило — внутри нас и вовне — всегда помнить и верить, что придёт июнь, и «мы в Сыктывкаре сыграем на гитаре!!».

Ольга Авдеева

В Сыктывкаре в шестой раз пройдёт Республиканский конкурс бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью «Струна,и кисть,и вечное перо» имени Александра Лобановского. Межрегиональный конкурс отметит свой первый юбилей — пятилетие. Итоговый гала-концерт с награждением лауреатов и дипломантов состоится 15 июня 2017 г.

Ждём ваши заявки на конкурс до 1 мая 2017 г. Подробную информацию, в том числе положения о конкурсе и форму заявки, ищите на сайте Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов komivoi.ru, сайте проекта «Счастье без барьеров» myryadom.ru и в группах Вконтакте vk.com/komivoi и vk.com/komifest.


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: