Родители особых подростков в Коми задумались об их будущем трудоустройстве
В Коми необходимо уже сейчас создать условия для трудоустройства подрастающих особых детей. Так считают их родители. Свои проблемы и сомнения они высказали на собрании на тему “Инвалидность 18+. Как выжить самостоятельно без родителей”, которое прошло в Сыктывкарской городской организации инвалидов.
Родительское собрание провела председатель КРО ВОИ Маргарита Колпащикова. Главный вопрос – кто возьмет на себя организацию занятости нового поколения особых взрослых, остался не решенным. «В некоторых других регионах существуют ресурсные квартиры, мастерские и программы по освоению доступных видов работы, но без поддержки государства в Коми этого не будет. Такие задачи не решаются только инициативой снизу», – пояснила Маргарита Колпащикова. Поэтому собрание носило, скорее «обзорный» характер: родители смогли описать ситуацию, которая вскоре может возникнуть в регионе.
Дети с ментальными особенностями уже в средней школе нуждаются в освоении профессиональных навыков. Учеба становится для них все менее продуктивной. Тогда как приобретение трудовых знаний и навыков формирует в них уверенность в себе и самостоятельность. Один из присутствующих на собрании пап предложил ввести трудовое обучение с последующим включением в производство уже с пятого класса.
Но обучать всех по единой программе не получится. К примеру, некоторые дети с аутизмом могут относиться к отдельной категории особых трудящихся, поскольку могут выполнять очень сложную работу. Дети с другими особенностями могут быть научены только самым простым механическим действиям. Возможно, обучать детей с РАС придется иначе и отдельно. Тем временем, в Коми нет высококлассных специалистов по профориентации, в основе которой лежат дефектологические особенности. То есть, для начала нужен психолог, умеющий определить, к чему способен тот или иной «ребенок случая».
Затем родители пришли к единому мнению – особую молодежь нужно поэтапно готовить к работе на производстве или в сфере услуг. В дальнейшем в Сыктывкаре, помимо государственного инклюзивного образования, должны появиться мастерские, где наставники обучают учеников выполнению конкретных видов работ. Но за какими учреждениями должны быть закреплены мастерские для особых трудящихся – не понятно.
Но следующем этапе в Коми открыться мастерские, где смогут трудиться особые люди. Вот только что производить и кто будет заниматься подержанием и экономическим развитием мастерских – не понятно. Ведь предложение от производственной мастерской или компании по оказанию услуг должно совпасть со спросом, запросом на уровень качества. Обсуждались самые разные варианты – от стрижки газонов до лепки горшков.
Возможно, «опытными площадками» смогут стать два-три работающих в Сыктывкаре центра по обучению ремеслам. Там можно будет определить ресурсы и ограничения подрастающей особой молодежи методом проб и ошибок. На сегодня в силах родителей, как минимум, создать перепись таких центров, подрастающих детей, их возможностей и потребностей. Затем разумно будет обратиться в Минобраз Коми с предложением открыть более или менее «однородные» обучающие группы при профессиональных колледжах.
Председатель КРО ВОИ Маргарита Колпащикова предложила не тратить силы на то, чтобы изменить всю политику Коми, связанную с трудоустройством особой молодежи, а «начать делать что-то конкретное для конкретных детей». «Человек должен быть социализирован, занят и ощущать свою ценность для общества. Мы не готовим супергероев, но мы должны помочь обычному человеку просто быть занятым делом», – закончила собрание общественница.
Сыктывкар. Ольга Авдеева журналист психолог PR