ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Раиса Нур: “Ко мне песни приходят в самый ненужный момент”

22 мая отмечает юбилей Раиса Нур (Райса Фаатовна Нурмухаметова), автор и исполнитель, лауреат и член жюри многих фестивалей авторской песни, в т.ч. Грушинского фестиваля, автор песен к мультфильмам, с 2017 г. член жюри конкурса “Струна, и кисть, и вечное перо”.

Родилась в г. Уфа. Более двадцати лет проживает в Москве.

– Райса Фаатовна, сколько у Вас всего песен?

– Мне всегда трудно отвечать на этот вопрос. Количество песен я не считаю. Но знаю точно – чем больше песен написано, тем труднее выбрать песню для выступления. Это как с туфлями (девушки меня поймут). Старые, забытые песни иногда возвращаются, напоминают о себе, хотя ты за эти годы их вычеркнула из всех списков… И к удивлению своему понимаешь, что вот эти наивные тексты так необходимы тебе самой здесь и сейчас. Считать песни не буду. Сколько есть – все мои.

– А Вы помните, сколько лет Вам было, когда Вы сочинили свою первую песню? О чём она?

– Первая мелодия придумалась сразу же, как только в доме появилось пианино. Ничего я на нём играть не умела, а сочинить – это пожалуйста! В четыре года это легко получается. А первая песня случилась лет в 16-17. Совсем недавно я её вспомнила. Со всеми нюансами, проигрышами… И сама удивляюсь, что на память пожаловаться не получится. Песня светлая, легкая, наивная… Как прекрасно, что в этом возрасте я шла «на ясный огонь».

– Почти все Ваши песни, которые я слышал, очень весёлые. А у Вас вообще бывают грустные песни?

– Весёлые песни – как без них! Но и грустных достаточно – просто я их пою реже. Их время наступает на сольных концертах, когда время «в твоих руках». Вот тогда и паузы, и лирика.

– Мой любимый вопрос: что Вас вдохновляет и как у Вас рождаются песни? Приходят ли они “откуда-то сверху”, как у некоторых, или “что вижу, то пою”, то есть из событий, из жизненных зарисовок, наблюдений, выводов?

– Как пишутся песни, говорить сложно. Но мне кажется, у многих этот процесс НЕ специальный. Хотя если брать работу в анимации, то это происходило так: мне присылали сценарий, я утром вставала, выпивала свой чай и садилась писать песни. У меня было совершенно конкретное задание, и мне было легко от того, что оно у меня было. От того, что ты знаешь, куда идти, куда двигаться, о чём речь.

А вот “свои”, не специальные, песни приходят в самый ненужный момент. когда ты куда-то бежишь, собираешься, одеваешься. Или кушаешь. И вот приходит это нечто, вместе с музыкой, а ты только успеваешь сделать “зарубку”. А песня уже где-то там сформировалась. Я знаю, чем она начнётся и чем закончится. Но потом начинаются мучения, потому, что времени, чтобы это всё написать и оформить, нет. И, если честно, то просто лень. Потому, что я своим песням придаю не очень большое значение. Только когда песня меня домучает или когда уже невозможно становится жить в этой комнате, нужно прибраться, помыть полы и окна, тогда я берусь за дело, начинаю напевать. И вот напела, поняла, что песня наконец родилась, так и гора с плеч. Мне кажется, все так пишут.

Поэтому вместо того, чтобы спрашивать “Сколько песен написано?” лучше спросить себя “Сколько ещё не написано?”. И надо ли их писать? Это тоже хороший вопрос.

– Ваше первое впечатление о нашем конкурсе?

– Фестиваль в Сыктывкаре, на мой взгляд, один из самых отзывчивых, человеколюбивых. Маргарита Михайловна перед началом прослушивания говорит с конкурсантами. Я люблю эти моменты. Она, как музыкальный инструмент настраивает атмосферу в зале, задает добрый тон… И ощущение напряженности исчезает. Все волнуются – это понятно. Жюри не исключение. Петь, зная, что кругом свои – это так важно! А если так, то и песни поются, и дело идёт.

– Какое у Вас впечатление о нашем городе, о Сыктывкаре? В чём, если есть, его изюминка?

Сыктывкар мне представляется почти родным, потому как очень уютный, зелёный. Но самое первое впечатление… Это то, что он оказался недостаточно северным. Ещё когда я только летела в Сыктывкар, почему-то мне казалось, что я лечу в какие-то холодные края, это, наверное, из-за плохого знания географии.

– Открою Вам страшный секрет. Сыктывкар – это правда холодные края. Здесь зима может длиться восемь месяцев, а лето – месяц или полтора, от силы два. У нас прямо сейчас, в конце мая, третий день лежит снег.

– Тем и удивительней – какая зелень в начале июня! Словно у каждого дерева по садовнику!

– Природа пытается взять своё за короткое лето.

– Так ведь север северу рознь. Бывает такой север, что сколько ни пытайся, травка бледная, сосны ломаются, берёзы тоненькие, маленькие… Так вот, о Сыктывкаре, кроме погоды. Для нас, выступающих, впечатление складывается о городе прежде всего, когда ты находишься на сцене. Если ты видишь глаза, которые тебя понимают, то этот город – твой. Такие глаза в зрительном зале в Сыктывкаре есть. Чему я очень рада. И всегда хочется быть здесь, долететь до этого прекрасного города. У меня уже есть здесь свои любимые дорожки, я знаю магазины возле гостиницы, которые меня интересуют. Как-то по-домашнему всё.

– Философские вопросы, не про конкурс, можно задавать?

– Можно.

– Верите ли Вы, что Вселенная исполняет истинные желания?

– Для меня этот вопрос достаточно сложный. Потому, что недоказуемо. Но мне нравится, как сказал однажды академик, физик Жорес Алфёров. Он сказал, что когда-то не верил в Бога, но теперь ему кажется, что что-то есть. Вот это “что-то есть”, мне кажется, очень хорошее определение тому, что мы чувствуем, когда с нами происходит Нечто. Когда в, казалось бы, беспросветных ситуациях вдруг всё складывается так, как должно было быть. Хотя ты ничего не просила, не обращалась в какие-то высшие “инстанции”, поскольку это не в твоём характере, ты просто молчала и терпела. И это Нечто с каждым человеком происходит. И это замечательно.

Но затем волной, бумерангом возникает следующий вопрос: так может и Вселенная хочет, чтобы мы исполняли её желания? Ведь она тоже живая. И природа живая, космос живой. И если мы обращаемся туда наверх, к живому, значит, какие-то вещи мы тоже должны исполнять для того, чтобы была полная гармония со Вселенной.

– Верите ли Вы, что существуют добро и зло, и, если да, что добро победит? Или эта борьба вечна, с переменным успехом?

– Мне кажется, это аксиома. Существуют же, помимо добра и зла, день и ночь, любовь и ненависть, инь и ян, лето и зима. И добро и зло в этом списке не в последнем ряду. Людей всегда интересует этот вопрос, так же как любовь и ненависть. Но, удивительное дело, что в чистом виде их сложно встретить. В каждой бочке дёгтя есть ложка мёда, и наоборот. Мне кажется, что из этих двух бочек содержимое постоянно переливается туда и обратно. Часто их сложно разобрать. Мы знаем, что иногда самые добрые намерения могут иметь отрицательные последствия. И наоборот – что-то сделанное со злым умыслом вдруг обращается во благо. Расцветают цветы там, где, казалось бы, всё плохо. Я за себя говорить, конечно, не буду, смогла бы я различить, где добро, где зло. Мне очень понравился ответ Павла Лунгина, который когда-то был приглашён на программу “Прожекторперисхилтон” и его спросили “Побеждает ли добро в борьбе со злом?”. Он, милейше улыбаясь и милейше заикаясь, ответил на этот трудный вопрос, сказав: “Нет, никогда”. Мы, люди, тем и занимаемся, что ищем баланс между добром и злом. И воспитываем себя, когда чувствуем, что злость даёт ростки, когда хочется послать всё к чертям. Но быть злым и при этом быть одновременно сильным невозможно, на любых примерах. Я за баланс!

– Как Вы думаете, что такое талант?

– Виталий, вы задаёте очень сложные вопросы! Очень трудно ответить на вопрос: почему светит солнце? Почему оно есть вообще? Что такое талант? Я наивно полагаю (мои рассуждения, наверное, по-детски звучат), что талант – это такой вид интуиции. Потому, что человек и сам не знает, для чего они рисует, для чего он танцует, для чего делает красоту. Но он это делает, потому, что не может без этого.

Когда кто-то рождается, разглядеть в нём талант – это работа самого близкого человека. И талант, как мне кажется, не может процветать без веры в себя. Должен быть рядом человек, который скажет: “Ты самый сильный”, “Ты самый талантливый”, “Ты самый красивый”. Чтобы талант человека расцвёл, чтобы человек поверил в свой талант.

Наблюдая за талантливыми людьми, я понимаю, что талант и характер это совершенно разные вещи. Но лично мне ближе талант, который идёт в паре со скромностью.

Есть такой анимационный фильм “Старик и море”, который получил премию Оскар. Режиссёр этого фильма – Александр Петров. Когда я ехала на анимационный фестиваль в Суздаль, я знала, что он будет там. И мне было интересно посмотреть на этого человека, потому, что фильм гениальный. Сделанный вручную. На фестивале я искала его взглядом. И оказалось, что самый скромный, самый неговорливый, самый наблюдательный человек, сидевший в сторонке и есть Александр Петров. Талант. Гений. Мне нравится наблюдать именно за такими людьми. А когда человек кричит о себе, не скажу, что теряю интерес, но это облегчает мою задачу распознавания, а когда человек молчит, и я шаг за шагом открываю его замечательные и гениальные качества, это восторг особой формы.


– Насколько сложно быть в жюри конкурса бардовской песни? Как оценивать качество стихов и музыки, я примерно представляю. Качество вокала в вокальном конкурсе тоже. Но как оценивать исполнительское мастерство в таком жанре как бардовская песня? Какой параметр выдвигается на передний план? Душевность? Как её измерить? Зашло – не зашло?

– Оценивать творчество конкурсантов всегда очень сложно. Человеку нужны душевные силы для того, чтобы взять листок, взять инструмент, написать песню, а потом вдруг приходишь ты и говоришь: “Что-то тут не так!”. У каждого свои взаимоотношения с высоким. Но оценивать (не судить!) всё-таки нужно! Потому, что человеку нужны силы, нужна вера в себя. Я стараюсь принимать это как неизбежность, но не придавать слишком большого значения работе в жюри, потому, что здесь есть опасность возомнить о себе что-то.

Первое, что ты понимаешь: нравится или не нравится тебе произведение. Я не люблю балльную систему оценок, потому, что часто наблюдала при работе в жюри, когда итоги уже подведены, баллы говорят одно, а на деле получается другое. Потом все разводят руками: “А Иванов-то? А Сидоров-то?”. Когда я председательствую в жюри, стараюсь, чтобы система была “Да – Нет – Может быть”. Если “Нет”, часть отсеивается, а с “Да” и “Может быть” есть о чём поговорить. И когда члены жюри начинают делиться своими впечатлениями, всё проясняется.

И ещё одно, что важно учитывать члену жюри: мы всё-таки в среднем постарше, чем конкурсанты. Когда перед тобой стоит молодой человек, он уже говорит на другом языке. Иногда это совершенно СМС-чный язык. И музыкальная картина совершенно другая. Как правило, музыку сейчас пишут так, что она не запоминается. В основном это ритмические находки. И у меня складывается впечатление, что для молодёжи не важна мелодическая канва. Они на другой волне, на другом гребне. И это всё тоже надо учитывать и понимать.

Работа в жюри – это большая работа души. Это правда. А в тексты нужно вслушиваться, вчитываться. Иногда ты понимаешь, что это совсем новый для тебя язык. Но когда понимаешь, что сквозь текст пробиваются лучи солнца, то я всегда “за”. И я считаю, что в этом случае лучше дать лишний балл, чем меньше.

– Спасибо, и до встречи в июне!

Беседовал Виталий Микушев.


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: