ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Режиссёр инклюзивных концертов Наталья Юнева: «Я как бы «примеряю» на себя их «рубашку»

С 7 по 11 июня в Сыктывкаре пройдёт Х юбилейный межрегиональный конкурс бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью имени Александра Лобановского «Струна, и кисть, и вечное перо», в том числе, открытые мероприятия. Организатор, учредитель – Коми республиканская организация ВОИ. Уникальность конкурса в том, что он доступен для людей с любыми особенностями, включая ментальные. Петь может каждый.  Какие эмоции рождает конкурс и в чём его смысл? Об этом с режиссёром и ведущей конкурсных прослушиваний и концертов Натальей Юневой поговорила журналист Ольга Авдеева.

Наталья, когда ты соглашалась вести свой первый конкурс, у тебя были только экономические соображения — поступил заказ — или ещё что-то интересовало? Мы все соглашаемся на что-то для чего-то. Для чего это было нужно тебе?

Н.Ю.: Я бы не сказала, что для меня это был заказ. Когда мне предлагают взяться за мероприятие, будь то концерт, фестиваль или конкурс, первая мысль в моей голове: «О! Это что-то новенькое!» А ещё когда добавляют фразу: «Но это будет не просто…!», я сразу вспоминаю Верочку из кинофильма «Служебный роман»: «Значит надо брать!» И я беру!

Это был 2017-й год?

Н.Ю.: Меня пригласил наш известный музыкальный продюсер и вокалист Владимир Иванович Юрковский и предложил окунуться в стихию авторской бардовской песни. «Но это не просто барды, — уточнил он, — Это люди с инвалидностью. И если ты найдёшь ключик к ним, к их сердцам, то это твоё». Я решила попробовать. Вопреки… Вопреки шаблонам, прежде всего. На моём счету большое количество мероприятий, которые я организовывала, ставила и сама проводила, но это были мероприятия либо патриотического характера, либо шоу. Барды внутри мероприятий, конечно, тоже иногда пели, но не масштабно, как в этом конкурсе.

А почему Владимир Юрковский выбрал именно тебя?

Н.Ю.: Дело в том, что я уже была в теме и ставила инклюзивные и специальные номера на сцене. Сейчас расскажу, с чего всё началось, ещё до конкурса «Струна, и кисть, и вечное перо!», и это будет про инклюзию. Однажды я режиссировала сыктывкарский конкурс самодеятельных коллективов «Город талантов» и именно там, впервые, на одной сцене с обычными артистами мы поставили удивительный номер с участниками из Эжвинского интерната. Вокалист Эдуард Сидоренко с песней «Знаешь, как хочется жить…» группы «Рождество». Николай был на инвалидной коляске, его выводила педагог Жанна Изъюрова, а потом он спрыгнул с коляски и начал танцевать на руках, Жанна в легком шифоном платье кружилась в луче света вокруг него, как мотылек, а Эдуард в это время пел.

Когда песня стихла и номер закончился, зал замер, а потом просто взорвался аплодисментами.

Это серьёзно что-то изменило в тебе?

Н.Ю.: Да всё… Оль, это щелчок, когда ты понимаешь, что это твоя минута роковая… ты как будто не здесь, ты на другой ступени, ты через вот этих артистов сейчас общаешься с другими высшими силами и совсем всё видишь по-другому, этот зал, зрителей. Это Космос… И это тот редкий момент, а их в жизни не много, когда ты понимаешь, что то, что происходит – это на всю жизнь. Это воспоминание до сих пор в моем сердце, в моей голове. Видимо, это и стало тем «волшебным ключиком», о котором говорил Владимир Иванович, и которым, я надеюсь, смогла отпереть дверь в бардовскую семью.

Когда смотришь на наших бардов, общаешься с ними, то чувствуешь что?

Н.Ю.: Запах весны! Хотя конкурс проходит летом, я чувствую самый пик весны, которая вот-вот начнёт переходить в лето. И ещё это предчувствие встречи. Сейчас я определенно могу сказать, что любая встреча и событие не случайны в нашей жизни, по крайнем мере, в моей точно. И я эту «одуванчиково-бардовскую» встречу жду целый год. Я бы её сравнила с наступлением нашей северной весны. Как она нас держит и не дает расслабляться: солнца хотите — нате солнца тёплого. Неба синего? Вот вам красочки лазоревой. Травы? Вот вам пучочки зелени у коллектора. Что ещё? Птиц хотите? В 4 утра птичьи трели льются! Почки распушились… А вот стоп! А не расслабляйтесь – нате вам снега, дождя и ветра. А потом, когда всё выдержали, и «весна» свои объятия раскрывает полностью, и тепло становится, радостно, то и эйфория наступает. Так и у нас на конкурсе: за конкурсную неделю прямо-таки циклон и антициклон встречаются. А потом в финале – эйфория. И ты жизнь полноценной грудью чувствовать начинаешь всю! До кончиков пальцев! Тебе, как как будто переливание крови сделали, твой сосуд внутренний чем-то наполнили, и ты летаешь, у тебя крылья за спиной. Это дорогого стоит, Оль!

Я уже поняла, что весь конкурс из года в год ты переживаешь как единое яркое событие. Но всё же самые яркие моменты – они какие?

Н.Ю.: Ой, Оль, их очень много — ярких воспоминаний. Все они для меня связаны с тем, как я смотрю на конкретного человека, выходящего на сцену. Особенно, когда приезжают барды с разных концов России. Но я хочу сказать, что и Республика нас удивляет: Света Колотенко из Печоры – такой хрустальный голос, такое аккуратное прикосновение к струнам гитары, как она исполнила песню «Тихий океан» Александра Городницкого в прошлом году. Света сама такая тихая, скромная в жизни, а ведь внутренний мир её – это дар, океан музыки, стихов. Она сама Океан! А Света Фисенко из Усть-Вымского района, посёлка Жешарт – я ее называю «Фея драже» из сказки «Щелкунчик». Голос струн в ее руках также — тих, нежен, а слова, как разноцветные конфетки – россыпью на стекле. Юра Шаглеев из Прилузья всегда интересен подачей репертуара. Как он исполнил «Хромого короля»!

А было что-то особенное, может быть, даже мистическое, иррациональное?

Н.Ю.: Да! Хочу вспомнить один удивительный случай, во всяком случае, для меня. Так как во время проведения Конкурса я не могу взять отпуск на основной работе, мне не хватает времени на подготовку и прочитывание репертуара, не успеваю даже посмотреть тексты, а уж тем более прослушать песни в интернете, чтобы окунуться в их атмосферу. Но всё-таки однажды, проснувшись очень рано, я решила почитать стихи, и перед глазами на экране всплыло стихотворение про вальс, которое мне так понравилось, что я решила его записать, просто так, от руки, на черновик, в моменте, все 4 строчки, а потом побежала на конкурс в центр «Югор». И да простит меня Олечка Чегесова из Печоры. Она, когда исполняла песню «Вальс», вдруг из-за волнения забыла слова. А у меня вот он – с собой черновик, стихи про вальс. Я дождалась паузы и сама прочла их. Я никогда не забуду глаза наших членов жюри Раисы Нур и Леонида Сергеева – они повернулись ко мне, и просто глазами по-бла-го-да-рили! Ну вот как это можно назвать? Совпадение? Случайность? Ведь не просто же так с утра на экране появились строчки про вальс.

Как тебе удаётся всех запоминать? Ты ведь с каждым, как с родным!

Н.Ю.: Вообще, конечно, странная штука. Когда участников на конкурсах или фестивалях большое количество, все равно кто-то на кого-то бывает похож: черты лица, тембр голоса, манера исполнения, ну и так далее. А тут я поймала себя на мысли – нет. Общаюсь с ними, или репетирую, или уже идет Конкурс. Ну нет похожих. Нет одинаковых. Они все разные. Разные и удивительные. И каждый из них — это планета, своя планета, и она «светится» и «вертится»! Вот так я их и запоминаю. По уникальности.

Не может быть, чтобы не было любимчиков…

Н.Ю.: На этот вопрос трудно ответить. Но отвечу честно… Мне повезло, что я не только созерцаю. Я веду этот конкурс. И я осознанно не хочу выделять любимчиков, я выбираю этого не делать. Каждый из них мне дорог, дорог по-своему. Благодарю Бога, что он мне дал дар слушать и, главное, слышать человека, его боль и его радость, а главное, я пропускаю через себя, хотя меня многие за это ругают, через свой позвоночник их «внутренний мир», кусочек которого они позволяют себе раскрыть для меня. Я как бы «примеряю» на себя их «рубашку», которую они несут, ненадолго, пусть на неделю, но я становлюсь частью их. И от этого мне легко вести конкурс. Вот участник волнуется, а я как будто рядом с ним иду на сцену, он поёт, а я как будто держу ноты или микрофон. Не знаю, так ли это на самом деле. Но я как – то это ощущаю. И кстати, ловлю на конкурсе их взгляды, чтобы просто поддержать, улыбнуться. Хотя у нас на конкурсе очень теплая атмосфера.

Если бы ты могла привнести в конкурс что-то личное своё, могла бы что-то добавить, что бы это было?

Н.Ю.: Я бы очень хотела, чтобы гала-концерт конкурса проходил не в стенах какого-либо учреждения. И это не только я хочу. Нам, организаторам и артистам, безумно хочется, чтобы это событие происходило в природных условиях: небо, солнце, водоём, птицы, ветерок, общение, вечером – костер, люди, много людей, чтобы они слышали и видели этих удивительных «человеко – бардов». Не буду оригинальна, если скажу, как зомбируют нас ТВ и гаджеты: порой там всё такое ненастоящее, фантиковое. А тут – сила слова, энергия, синтез «живой» музыки и стихов, а, главное, мощь подачи песни и вокала. Я бы хотела, чтобы Сыктывкар это увидел и услышал, чтобы город воссоединился с настоящей музыкой и природой. Это свобода! Но нас опять, к сожалению, сковывают погодные условия…

Как ты думаешь, вот 10-й конкурс это всё же рубеж и повод для трансформации. Куда мог бы трансформироваться конкурс дальше? Какая трансформация для него возможна и даже необходима?

Н.Ю.: Если говорить про трансформацию, наверное, да, пора. Я вот честное слово, сама в этом году металась — ну что бы еще такого нового и необычного придумать? А что придумаешь нового в стенах академического театра? И тут вступаешь в зону ограничений и уже понимаешь их, но ещё не можешь принять. На подготовку даётся не много времени, у нас нет ресурсов на то, чтобы всё красиво театрализовать, на концерт даётся не большой хронометраж. Но я безумно рада, что в этом году появился проект под открытым небом, настоящий бардовский уличник. Вот она – свобода! Природа, люди и песни под гитару! Это то, чего я так долго ждала, это что-то новое! Благодарю, что меня пригласили принять участие. Я с удовольствием присоединюсь, и мне кажется, у нас получится, потому что аура у людей этого конкурса и аура самого конкурса — чистая, добрая, позитивная и очень светлая.

Такие конкурсы — что они на твой взгляд дают человеку? Тому, кто участвует.

Н.Ю:. Я сама творческий человек и знаю, что как только угасает что-то внутри, сразу срочно надо послушать музыку, песню, посмотреть танец, прочесть стихи, прозу, но, чтобы до мурашек, чтобы мир в голове и внутри перевернулся. Конкурс это же и атмосфера открытая, дружелюбная, чтобы всем было комфортно, тепло, как дома. Наш неофициальный слоган: «Улыбка, объятия и гостеприимство»! И, наверное, я надеюсь, это и «подкупает» в хорошем смысле этого слова наших артистов!

Тебе самой там поучаствовать хотелось? Если да, то с какой песней и почему именно с ней?

Н.Ю.: Песню, я, наверное, сама бы попробовала сочинить для Конкурса, но главное, поймать вовремя тему. Мне больше нравится с юмором, например, как у Виктора Третьякова «Тюбик», или у Высоцкого «Диалог у телевизора», а музыку попросила бы ребят мне написать. Я думаю, что помогли бы. Да, когда ребята исполняют песни, и если я знаю текст, то с удовольствием подпеваю. Могу запомнить слова, а потом подпеть. Между прочим, я до 11 класса в школе пела в вокальной группе первым голосом. Потом в колледже культуры и в академии легко давались песни и их исполнение. Но сама профессионально никогда вокалом не занималась, а, наверное, зря. Мне кажется – это прекрасное ощущение попадать в ноты и слышать свой голос.

Если бы можно было сделать инклюзивный номер, то с кем из участников ты бы хотела выступить и что спела бы?

Я бы с удовольствием спела с Андреем Насоновым из Тулы из репертуара Высоцкого «Они вращают Землю», со Светланой Поляковой из Котласа, что-нибудь с юмором, «Про холодечик», мне кажется, мы с ней по темпераменту схожи. С Татьяной Орловой из Вологодской области с удовольствием бы вторым голосом подпела «Миленький ты мой». А вот песня у Миши Сухова из Курска «Кабы я малой из дому ушел…» до сих пор звучит в моем сердце. Видимо, я сама в душе наполнена именно вот такой музыкой фольклорной, с распевами, с широтой души, с образами луговых цветов и степей. И как Миша ее исполнил открыто, искренне, музыкально. С Мишей, наверное, исполнила бы русскую песню «Вьюн над водой…».

Традиционно – пожелания участникам и организаторам.

Н.Ю.: Хочется, чтобы к нам присоединялось больше бардов. Да, многие участники ограничены в средствах, в передвижении. Уважаемые регионы, главы, мэры! Откликнитесь, помогите, отправьте своих талантливых исполнителей на конкурс! Ведь общее дело делаем для общего блага. Искренняя благодарность Маргарите Михайловне Колпащиковой и всей её команде за то, что приняли в свою «бардовскую» семью. Как говорил Высоцкий: «С авторской песней невозможно ничего сделать, если даже кто-нибудь и хочет ей помешать. Она более нежная и хрупкая, чем эстрадная, но, как выяснилось, более живучая». Так давайте будем жить и исполнять ее — авторскую живучую бардовскую песню и нести ее людям! Всем здоровья, творчества и вдохновения!


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: