ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

«Там мы всегда на одной волне»

Делать то, что нравится. Казалось бы, так просто идти по жизни путём своих заветных желаний. Стоит лишь ответить на вопрос: «А чего же я хочу?» и двигаться в нужном направлении. Тогда и счастливая жизнь будет не «за горами», а прямо «здесь и сейчас». Однако, как показывает житейская практика, далеко не каждому удаётся двигаться по ветру своих амбиций. Многие сбиваются с пути ещё в детстве – выбирая, то что должно, или то, что, по мнению кого-то, верно. Михаил Сухов, музыкант с многолетним стажем, в число этих людей не входит. Он как раз чуть ли не с младенчества делал то, «что хотел». Точнее пел, что хотел. С ранних лет Михаил был пристрастен к музыке. Десятилетия упорного труда, и вот сегодня он успешный музыкант, участник популярного дуэта и любимый многими бард. В июне этого года Михаил в третий раз стал участником конкурса бардовской (авторской) песни «Струна и кисть, и вечное перо», которое по многолетней традиции состоялось в Сыктывкаре, в стенах центра культурных инициатив «Югöр». Выступление в этот раз стало победным. Михаил Сухов занял первое место в номинации «Исполнитель» с песней «Кабы я».


– Михаил, как Вы себя чувствуете по прошествии конкурса? Победная эйфория прошла?
– Да, наверно, эйфории и не было. Ведь я к этой победе не один год шёл. Это уже мой третий конкурс. У меня до этого были призовые места. Не первые, конечно, но тоже достойные. Я знаю свои сильные стороны. Петь умею и горжусь этим (смеётся).
– Первое Ваше участие в конкурсе было в 2018-ом году. Как Вы узнали про «Струну, и кисть, и вечное перо»?
– Ой, это была довольно забавная история. У нас в Курске есть клуб авторской песни, в котором я состою. И вот однажды руководитель клуба звонит мне и спрашивает: «А ты не знаешь, у нас в клубе есть кто-нибудь с инвалидностью?» Я говорю: «Знаю. Один точно есть». Им оказался я. Было забавно. Руководитель сообщил, что с ним связывалась Курская региональная организация инвалидов, которая и рассказала про бардовский конкурс. Не долго думая, я согласился принять участие.
– Ехать в Сыктывкар было наверно особенно приятно, ведь Коми – это не просто республика для Вас. Это ещё и Ваша вторая родина.
– Да, действительно. Сам я родом из Томской области, но долгое время прожил в Ухте. Мы с семьёй переехали туда, когда я был пятиклашкой. Там и музыкальную школу заканчивал, и в первой группе играл, и даже в институт поступил. Как сегодня помню, после окончания музыкальной школы я был единственным мальчиком, который хотел выступать в коллективе и, в то же время, умел играть на клавишных. Поэтому конкуренции мне не было.
– Но со временем Вы всё-таки покинули наш северный город. Почему Ухта не стала для вас домом навсегда?
– Случилась любовь. А она, как известно, толкает на безрассудные и очень смелые поступки. Из-за этого я и уехал. В Курске женился, даже в армию сходил.
– Но Ваша музыкальная карьера, несмотря на смену места жительства, не прекратилась?
– Конечно! Мы постоянно репетировали со своими друзьями-музыкантами. Правда, выступать удавалось от случая к случаю – на юбилеях, редких концертах, пару раз в год удавалось выступить на музыкальных фестивалях. Все изменилось в 2009-ом году, когда мои знакомые решили открыть в Курске музыкальный бар. И мы с моим близким другом-музыкантом Алексеем Баркатуновым подумали, а почему бы не устроить там некий «культур-мультур», причём регулярный. И вот с того момента мы и начали играть в этом баре каждую пятницу. Три часа живой музыки – две гитары, два голоса. Просто играли и пели знакомые всем песни. К тому же, ведь для музыканта очень нужна постоянная практика. Это воспитывает в творческих людях уверенность. А без неё никуда. Мы ловили с этого кайф. До сих пор ловим. Нашему дуэту «Субару» уже 13 лет, и за это время мы набрались огромного опыта.
– Какое интересное у вас название!
– О, да! Но только наше «Субару» не имеет никакого отношения к японским машинам. «Субару» сложено из наших фамилий. Сухов и Баркатунов. «Су» плюс «Ба», ну и, как будто, точка ру в конце.
– Михаил, предлагаю вернуться к главной теме нашего разговора. «Струна, и кисть, и вечное перо». Вы, как музыкант с огромным сценическим опытом, что можете сказать о конкурсе?
-Это очень редкий случай, когда в нашей бардовской практике настолько всё грамотно организовано. Как правило, на всех подобных фестивалях бытовые моменты, как размещение музыканта или организация его питания, продуманы плохо. А здесь всё настолько грамотно спланировано! То есть не было необходимости о чём-то беспокоиться. Где ты будешь спать, что ты будешь есть, чем ты будешь заниматься в свободное время – всё уже продумано за тебя. Твоя задача лишь определить, что ты будешь петь, и на чем ты будешь играть. Особенно, это помогло, как мне кажется, начинающим исполнителям и тем, кто выступает не так часто, как я. Они были сконцентрированы на своём выступлении, не тратя силы и внимание на бытовые мелочи. К слову, с 2018-ого года мы там все перезнакомились, передружились. Настолько из года в год на конкурсе всё душевно, что мы стали словно члены одной большой семьи.
– Вот, как раз об этом вас хотелось спросить особенно. Действительно, каждый участник отмечает, что у конкурса особая атмосфера душевности. Почти каждый там нашел себе близких друзей. Вот вы конкретно с кем больше всего сблизились?
– Трудно сказать, с кем больше всего. Со всеми наверно. Ведь на конкурс ежегодно приезжают, по большей части, одни и те же участники. Но, вот те, с кем довелось жить в одном номере, впечатлили меня чуточку больше, конечно. Например, Владимир Дубцов из Пензы. Мы настолько с ним поладили, что сейчас с полуслова друг друга понимаем. Кого ещё могу отметить? Ксюша Канашова, Татьяна Ладыка, Ольга Сафонова. Мы как сошлись в тесной компании, так и продолжаем поддерживать связь и сегодня. В этом году я, например, жил в одном номере с Александром Хазовым, который выступал в дуэте с Татьяной Орловой. Их дуэт приехал на конкурс из города Сокол. Своеобразный человек Сан Саныч, я вам скажу. В очень хорошем смысле слова, конечно. Мы с ним очень хорошо понимаем друг друга. Про таких, как он говорят: «Свои люди». Даже думаю к нему в Вологодскую область в гости съездить, если получится.
– Дуэт Татьяны Орловой и Александра Хазова взял на конкурсе Гран-при. Вы же заняли первое место в номинации «Исполнитель» с песней «Кабы я». Ваша победная композиция весьма необычна – интересное звучание, народный мотив, сильная подача… Но стихи в этой песне не ваши.
-Да, это Алеслав Иванов. Мы с ним довольно давно знакомы. Он входит в то самое небольшое число авторов, на стихи которых я могу сочинить мелодию, и сделать из этого готовую песню. Дело в том, что с композицией «Кабы я» я выступал на конкурсе в 2018-ом году. Тогда призового места я не взял. И вот за несколько лет поэт дополнил текст ещё одним куплетом, и я решил повторить тот свой дебют. По итогу, «Кабы я» звучала уже с более глубоким смыслом.
– Но две другие песни, которые вы также исполнили на конкурсе, «Прощай» и «Подскажи» уже полностью ваши. В них и музыка, и текст принадлежат Михаилу Сухову. И каждая, насколько мне известна, связана с определенными важными событиями в вашей жизни.
-Да, совершенно верно. Я всегда, если и пишу тексты песен, вспоминаю в них события из своего прошлого. Например, в песне «Прощай» я вспомнил, как однажды в молодости провожал на самолёт девушку. Мы с ней познакомились, когда оба отдыхали. Это были лишь несколько дней общения, после которых она улетела к себе домой. И мы оба понимали, что вряд ли увидимся когда-нибудь. Так и произошло. Мы так и не встретились, а воспоминания о нашем общении сохранились до сих пор.
– Истинная романтика. И что же Вам нравится больше? Писать стихи или писать музыку?
– Ну, однозначно, музыку. Учитывая участие во многих фестивалях музыкальных, я объективно понимаю, что поэт из меня несильный. Не хуже других, с одной стороны, но, в то же время, нет какой-то изюминки. А с музыкой, я считаю, у меня уровень намного выше.
– Мнения жюри «Струна, и кисть, и вечное перо» относительно традиционности бардовского искусства разнились. Некоторые отмечали, что такое выступление должно обязательно иметь авторский оригинальный текст и гитару, в качестве инструмента. Вы согласны с этим?
– Нет, я не так строг к этому. Этот конкурс изначально приглянулся мне тем, что в названии есть пометка «конкурс бардовской (авторской) песни имени А.Лобановского». Если оттолкнуться от самого Лобановского, то можно вспомнить, что он не зацикливался на каких-то традициях. Он писал по настроению и по ситуации. У него можно найти, грубо говоря, и попсу, и рок, и шансон. И это авторская песня. Мне это импонирует. Традиционно «бардовская песня» подразумевает какую-то узость исполнения. А ограничивать себя в творческом порыве ни одному музыканту не хочется.
– Михаил, с каким девизом вы идёте по жизни? Что вдохновляет вас на творчество?
– Ну, это очень просто. У меня в социальных сетях есть статус: «Петь – хорошо. А хорошо петь – ещё лучше». Главное, на мой взгляд, делать то, что нравится. Если в чем-то ты реализуешься с удовольствием, вкладывайся в это дело.

Евгения Клаткевич

 


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: