ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Найти общий язык: как общаться с детьми с ОВЗ

Выстроить гармоничную и взаимно уважительную коммуникацию бывает не просто с каждым ребёнком. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода в силу своих особенностей.
Психолог благотворительного фонда «Гольфстрим» Ольга Авдеева рассказала, как правильно общаться с детьми с РАС и с детьми с интеллектуальными нарушениями.


По словам психолога, дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в общеобразовательных школах по месту жительства, а дети, у которых отсутствуют тяжелые множественные нарушения развития, могут даже учиться в общих классах.

Специалист фонда поделилась несколькими правилами, которые помогут легче и эффективнее выстраивать общение с ребёнком с расстройством аутистического спектра:

• Используйте декларативный язык. Декларативные утверждения позволяют вам поделиться тем, что вы чувствуете или хотите, но не требуют от вашего ребёнка вербального ответа. Примеры: «Я такая голодная», «Мне совсем не весело», «Интересно, пойдет ли сегодня снег?» Приглашайте ребёнка делать что-то вместе с вами: «Давай пойдем на площадку». Описывайте действия (вместо инструкций): «Мы наденем наши ботинки». Делайте вместе простые, короткие и привычные занятия.

• Прежде чем обращаться к ребёнку, встаньте в непосредственной близости от него. Будьте на уровне его глаз (наклонитесь, присядьте, подсадите ребёнка повыше), не дальше, чем на расстоянии вытянутой руки. Помните, не стоит настаивать на контакте глазами с помощью таких команд, как «Посмотри на меня». Прямой взгляд в глаза может быть дискомфортным.

• Дети с РАС могут отличаться хорошими навыками в одной области, но иметь задержку в других областях. Ребёнку может быть очень трудно бросить или даже подкатить мяч, но он может с удовольствием прыгать на гимнастическом мяче.

• Сопровождайте речь невербальной и альтернативной коммуникацией, фотографиями и рисунками, которые отражают то, о чем вы говорите.

• Многим детям с РАС трудно воспринимать устною речь других людей, их могут постоянно отвлекать другие стимулы из окружающего мира. Не перегружайте ребёнка слишком длинными фразами. Упрощайте свою речь. А ещё не просто говорите — а используйте всё свое тело, включая мимику, движения руками и ногами.

• Если ребёнок лежит на полу и кричит в истерике, не пытайтесь убедить его встать и замолчать. Отвлеките его с помощью тактильного предмета, его любимой вещи. И снизьте сенсорные раздражители – приглушите свет и звук.
Если вы хотите лучше понять ребёнка с умственной отсталостью, вам стоит наблюдать за выражением его лица. Такие детки плохо понимают чужую речь, но зато могут улавливать тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные слова.

• Сопровождайте свои действия плавной, негромкой речью со спокойной, приветливой интонацией. Разговаривайте как можно больше, называя действия, которые производятся. Поддерживайте внимание и интерес ребёнка к выполняемой деятельности и окружению.

• У детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями присутствует глубокое недоразвитие речи. Это может выражаться потоком бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В других случаях речь не возникает и почти не развивается. Таких детей называют «безречевыми». Они могут быть безучастны к окружающей среде.

• Дети с интеллектуальными нарушениями реагируют на то, что приятно. Для установления контакта покажите, что он – безопасный и приятный для ребёнка. Например, прикоснитесь рукой. Если же ребёнку это неприятно, можно попробовать коснуться его игрушкой или другим предметом.

• Устанавливайте контакт постепенно, осторожно, ненавязчиво. Есть дети, которые стремятся к близкому телесному контакту, не чувствуют дистанции. В этом случае следует тактично показать ему необходимость дистанции. Поддерживайте инициативу ребёнка, даже если она не очень удобна. Дети должны чувствовать, что их мнение учитывается, обсуждается, принимается.

• Помните, что у детей с интеллектуальными нарушениями ограничены возможности переноса действий из одной ситуации в другую, аналогичную. Часто случается, что в одном месте они ведут себя в соответствии с правилами, но, если место меняется, дети становятся беспомощными.

 


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: