И это всё о нём (памяти Леонида Сергеева)
5 июля 2022 г. на 70м году жизни после продолжительной болезни скончался Леонид Александрович Сергеев, автор-исполнитель и член жюри конкурса «Струна, и кисть, и вечное перо» с 2015 г.
Владимир Гаранин, председатель жюри: «С Леонидом Александровичем близко познакомился в Казани в 2014 году: организатор его концерта к Международному дню инвалидов пригласил меня и ещё нескольких моих товарищей на “разогрев” к Сергееву: мы выступали в первом отделении, он полтора часа – во втором. В гримёрке весело разговаривали, фотографировались. Несколько позже он по моему приглашению вошёл в состав жюри нашего конкурса. Признавался мне, что, когда впервые ехал к нам в Сыктывкар, волновался: что и как всё будет? Но буквально в первый же час знакомства с конкурсантами и с организаторами песенного праздника он стал “нашим” Леонидом Сергеевым. И оставался таковым до последних своих земных дней. Он настолько проникся конкурсом в Сыктывкаре, который в организационном плане и по тому особому внимательному отношению к людям с гитарой считал лучшим в России, что почти всех постоянных участников знал поимённо и мог цитировать услышанные в отборочных концертах строчки. Память у него была феноменальная! Ни о ком не говорил плохо, по доброжелательности я не встречал в своей жизни равных Сергееву. Я его пригласил на свой 50-летний юбилей, не особо надеясь, что он отзовётся: московский бард в то время отходил от операции и химиотерапии. Но Леонид Александрович сказал: “Приеду!” Никаких денег за проезд, за иные расходы не взял. Подарил мне песню, написанную специально к юбилею, которую исполнил для 50 моих родных и близких в ресторане, где было торжество. И – компактный термос с надписью “Лучшему рыбаку – Владимиру Гаранину”. “Там уже есть содержимое, которое никогда не стынет” – заинтриговал он меня. Я открутил крышку, пригубил. Коньяк! Ну выдумщик-оригинал Сергеев! Разве такие моменты в жизни могут потускнеть в памяти? Образ Леонида Александровича в наших сердцах. Мы благодарны судьбе, что она познакомила с ним всех нас – и он был в нашей жизни».
Маргарита Колпащикова, председатель КРО ВОИ: «Леонид Сергеев — человек, прежде всего, большого юмора. Мы очень много общались, говорили о жизни. Мне кажется, юмором и задором была пропитана вся его жизнь, наполнены все его сосуды. Я недавно узнала, что Сергеева называли «самый весёлый российский бард». Огромное количество его песен – это житейские ситуации, иногда непростые, иногда забавные, превращённые в стихи и музыку. Он даже жюрил с юмором. При этом, если ему что-то не нравилось в номере участника, он высказывался очень мягко, всегда вставал на сторону конкурсанта, пытался увидеть что-то положительное. Никогда не видела его рассерженным, не слышала слова «Нет». И даже если он был не согласен, старался все аргументы свести к позитивным моментам. Как поётся в одной его песне: «Сам себе Бог, сам себе пан. В душу залез – там тёмный лес, В лесу дупло, в дупле тепло».
Раиса Нур, член жюри: «Сегодня проводили Лёнечку. Я не знаю, сколько можно о нём говорить. По-моему, бесконечно. Впервые я его увидела по телевизору, показывали Грушинский фестиваль. Восемьдесят какой-то год. Весёлые, бравые такие барды – Киреев Анатолий, Сергеев Лёня… И это было здорово! Потом «Музыкальный ринг» 1986 г. С Лёней Сергеевым, Клячкиным и Розенбаумом. Вот такая команда была. Это высший класс, конечно! Как они аргументировали, как доказывали, что это слово должно звучать и имеет право звучать повсюду! Но на них тогда так навалились. Не знаю, откуда только взялись эти люди, которые могли говорить такие вещи, так злобно расправляться с нашими бардами… Но они молодцы! Выстояли.
И ещё об одном качестве. Мы много работали в жюри, и я наблюдала, как Лёня очень внимательно слушает всех, кто к нему приходит, кто садится на стульчик с гитарой перед ним. Он всегда искренне понимал волнение конкурсанта, оживлял неуверенность доброй шуткой, подсказывал слова… И ни одно удачное слово, пропетое в конкурсе, не забывалось им. Озвучивал и радовался за находку автора.
И сегодня на поминках отмечали, и все были согласны на тысячу процентов, что Лёня был замечательным другом. Настоящим другом. Это такая визборовская закалка. Она должна передаваться по наследству. Дай Бог. Очень трудно терять таких замечательных людей. Очень».
Ольга Сосновская, член жюри: «Конечно же, уход из жизни Леонида Сергеева для нас огромная боль, горе… Он был душой нашего конкурса. Он был очень-очень умным, и остроумным. С ним всегда было легко и весело. При всей своей занятости он всегда находил время, чтобы написать хоть несколько слов, всегда интересовался творческой жизнью нашего младшего сына Алексея. У него был очень заразительный смех. Как несправедливо, что так рано он ушёл от нас… Сколько песен и стихов он мог бы ещё написать, сколько радости принести людям… Лёня был очень эрудированным человеком, меня восхищали его познания во всех областях. Не все умеют дружить. А он умел. Человек с безграничным сердцем… Есть люди с душой как лужа, есть как озеро… А у него душа как бескрайний океан…. Простите, но нет слов…Очень больно. Мы всегда будем помнить его».
Ксения Канашова, Гран-при 2015 г.: «Леонид Александрович мне запомнился прежде всего простотой и открытостью. И невероятной глубиной души. Он никогда не считал себя выше других, и всегда общался на равных со мной. Он говорил: «Канашова, у тебя такие гениальные песни. Научись играть на гитаре наконец-то! Когда ты научишься играть, как Нур, или почти как Нур, твои песни заиграют совсем другими красками. Будут гораздо вкуснее и круче. Хотя уже круче некуда!». Я ему каждый год, начиная с 2015го, давала обещание, что пойду к педагогу по гитаре. Но, к сожалению, всё времени никак не хватает. Поэтому я решила, что буду делать очень красивые минусовки, Думаю, ему бы это очень понравилось.
Леонид был очень интересен сам по себе, он был как ходячая история. И, конечно, очень близок мне по духу. Я тоже очень люблю юмор и превращать в песни истории из своей жизни
Нам всем будет его очень сильно не хватать. Слава Богу, что есть его песни, его творчество и наша любовь к нему. Поэтому он всегда будет незримо с нами».
Сергей Николаев, Гран-при 2021 г., член жюри в 2022 г.: «Глубокие соболезнования всем родным и близким… И всем нам, потому что Леонид Александрович действительно был родным для нас человеком. Именно благодаря ему я окончательно решил приехать на наш конкурс, именно его слово стало решающим, хотя он и сам забыл о той нашей встрече в клубе “Гнездо глухаря” в Москве – действительно, много людей подходят подписывать книжки и не всех запомнишь. В тот год, 2021-й, болезнь сразила Владимира Гаранина, и Леонид Сергеев был председателем жюри, и надо же было случиться тому, что с первого раза я получил Гран-при из его рук. А в этом году приехал уже в качестве общественного жюри.
Леонид Александрович как бы открыл мне новые горизонты, пригласил на новый творческий и жизненный этап. В моей жизни очень много людей, встречи с которыми, на первый взгляд, были мимолётными, но именно эти встречи двигали вперёд с музыкальной, с педагогической и с человеческой точек зрения. Такой встречей было и знакомство с Леонидом Сергеевым. Светлая память! Вечная память! Многая лета песням и стихам!»
Татьяна Ладыка, участница конкурса: «Наш конкурс — это маленькая вселенная, и он потерял целую планету… И мы потеряли…
Должна признаться, что я до конкурса не знала ничего ни о Нур, ни о Сергееве, ни о других членах жюри, но, когда услышала их песни, была поражена, какого высочайшего профессионального уровня наши судьи. Я была очень впечатлена песнями Сергеева “Родня”, “Трамвайчик” и “Колоколенка”. Шуточные его творения тоже очень хороши. Но эти прошибли меня!
Помню, как в прошлом году исполнила несколько раз «Город одуванчиков», в том числе перед Главой Коми, и Леонид Александрович подошёл ко мне и сказал, шутя: “Ну, Татьяна, ты — шлягерша”. Для меня это была лучшая похвала!
И я сегодня пересматривала своё конкурсное выступление, с песней “Восьмая кошка”, про возрождение в новой жизни, и представила, как он, уже глубоко больной, прослушивал в том числе и эту песню… Что он думал? Какие мысли она ему навевала? Очень хочется, чтобы у него ещё не одно воплощение было на этой Земле, чтобы его душа приходила сюда вновь и вновь развивать и показывать людям другие грани своего таланта!».
Виталий Микушев, участник конкурса, главный редактор газеты «Мы — рядом!»: «Для меня Леонид Сергеев – человек из детства. Из телевизора. Я его помню по передаче «Весёлые ребята». Крайне необычный юмор для того времени. Просто разрыв шаблона. Вроде Монти Пайтон, хотя в начале 80х я, разумеется, и не знал, что это такое. Мне кажется, эти ребята даже ушли немного вперёд своего времени, опередили его. Парадоксальный юмор стал популярен в 2000х.
И его песню «Колоколенка» тоже раз или два слышал по телевизору в далёкой юности. И она сразу запомнилась.
Я и думать не мог тогда, что когда-то встречусь с ним, буду общаться. Очень жаль, что мы не так много разговаривали. В силу моего не очень общительного характера. Теперь сожалею об этом. Но всё, что он успел мне сказать, было очень важно и по делу. Однажды по его совету я переделал несколько куплетов своей песни. В республиканском конкурсе была одна песня, а на межрегиональном уже наполовину другая, намного лучше. Вот что значит мнение профессионала!
Наш конкурс словно осиротел во второй раз. В первый раз это случилось после того, как от нас ушёл Александр Николаевич Лобановский».
Лариса Фёдорова, участник конкурса: “Кто для нас был и есть Леонид Сергеев!? Легенда! Бард, исполнявший очень весёлые песни с тонким чувством юмором и очень душевные песни с глубоким смыслом. Песни, которые запоминались и не оставляли равнодушным тех, кто их слушал. И я не могла даже подумать, что однажды судьба сведёт нас на фестивале в Сыктывкаре. Он был в жюри, а я участвовала, как автор слов и музыки и как исполнитель бардовской песни. Муж напросился со мной, как только узнал, что сможет вживую увидеть Лёню Сергеева. И увидели, и пообщались и наслушались его песен. Он оказался очень интересным человеком, весёлым, эмоциональным и очень душевным! Не поскупился на похвалы и не пожалел хороших слов об участниках. Меня поддержал в моём горе. Очень проникся моими песнями, сказав, что я и моя дочь Елена для него явились открытием. Посоветовал, какие песни мне лучше исполнять и как. В нашу последнюю встречу на фестивале в прошлом году мы минут двадцать говорили обо всём. Его слова помогли мне справиться с моим горем и депрессией. Было ощущение, что он – родной и очень близкий мне человек. И в тот день, когда его не стало, первая его песня, которая зазвучала в меня в голове : “Сяду, уеду развеять грусть, в среду к обеду я не вернусь”… Не вернулся… Память о нём и его замечательные песни останутся с нами. Предлагаю на следующий год всем, в отдельной номинации, исполнить его песни”.
Наталья Юнева, ведущая конкурса: «Про таких людей говорят: «незабываемый Человек!» И это действительно ТАК! Леонид Александрович Сергеев… наш Друг! Бесценный Друг! Учитель, творец, мастер, маэстро… Бесконечно можно подбирать синонимы… Но не смотря на его регалии, популярность и всенародную любовь, Леонид, для нашей бардовской семьи, оставался, прежде всего, Человеком – простым, доступным. Он был один из самых любимых «жюристов», его мнения и боялись, и ждали одновременно. А как мы любили, когда Он брал в руки гитару, садился на стул и, настраивая струны, уже шутил… юморил… и просто говорил… говорил с нами…, рассказывал историйки, байки, но каждый из нас чувствовал, что эту историю он рассказывает именно для него. Леонид открывал любое сердце и, самое главное, давал человеку поверить в себя, в свои силы на творческом поприще, а главное – в жизни! Я очень любила наблюдать, как он беседовал с нашими ребятами, подсказывал, направлял…
Меня, как ведущую Конкурса, с ним связывало, наверное, прежде всего, отношение к тому, что мы ВСЕ ВМЕСТЕ ДЕЛАЕМ. Будь это обсуждение вчерашних творческих номеров, или капризов погоды в нашей северной столице, но, главными, конечно, были ребята, которые приезжают к нам творить и «музыкалить» с разных уголков России. Иногда я чувствовала, что нам нравятся одни и те же артисты, песни… На Конкурсе, когда я, в качестве ведущей, поддерживала кого-нибудь из ребят, Леонид Александрович мог просто глазами или кивком головы поблагодарить меня за поддержку. И этого в полной мере было достаточно. Честно? Для меня Он был как отец… И потеряла я его с таким же чувством как родного папу когда-то…
Сегодня, когда не стало Леонида Александровича, многие наши ребята – барды пишут мне в соцсетях, спрашивают: «Наталья, как же так, почему ТАКИЕ ЛЮДИ, которые вселяют в нас ДОБРО, ЛЮБОВЬ и ОЗАРЕНИЕ так быстро уходят от нас?» Что мне ответить? Ведь ТАКИЕ ЛЮДИ для нас больше, чем люди. ЭТО НЕЧТО дорогое, драгоценное, трепетное, которое мы держим внутри себя, этакий хрустальный шар, который мы боимся разбить или потерять… И вот уже на протяжении нескольких дней ребята высылают мне песни, свои песни, Его песни, тем самым поддерживая некую магическую связь нашей творческой бардовской семьи вместе, теперь уже с небесной звездочкой, ЛЕОНИДОМ СЕРГЕЕВЫМ.
Закрыв глаза, представим, что ОН рядом…
Заколет сердце трепетом в груди…
ЕГО лицо с весёлым, умным взглядом…
И тихо я шепчу: “Не уходи…”
Светлая Вам память, Леонид Александрович…
Беседовал Виталий Микушев