Музыка, которая объединила
В Сыктывкаре с размахом прошёл ежегодный конкурс бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью имени Александра Лобановского «Струна, и кисть, и вечное перо». По традиции музыкальная встреча была разделена на республиканский и межрегиональный этапы. Для бардов из Коми конкурс стал десятым по счёту. Исполнители же из других регионов страны пока юбилейную дату не отметили. На сценической площадке гости выступили в девятый раз.
В конкурсе принял участие 51 автор и исполнитель из 19 регионов России. В числе участников выступили как бессменные барды, так и новички, которые впервые представили своё творчество. Традиционно организатором песенного события стала Коми республиканская организация Всероссийского общества инвалидов под руководством Маргариты Михайловны Колпащиковой. По её словам, с каждым годом «Струна, и кисть, и вечное перо» привлекает к себе среди людей с инвалидностью всё больший интерес. И это очень радует. Ведь за годы конкурса между участниками возникла особая дружеская связь. Они приезжают сюда, прежде всего, для общения, чтобы поделиться душевным теплом, провести время словно в семейном кругу.
«А как оно начиналось?»
Впервые сочинители «песен у костра» собрались одной большой компанией в 2012м году. Произошло это в селе Выльгорт Сыктывдинского района. Пилотный проект объединил тогда 28 исполнителей из Республики Коми. Со следующего года на конкурс начали приглашать участников из других регионов России.
Интересно, что для воплощения творческого замысла Маргарите Михайловне Колпащиковой понадобилось больше десяти лет. Ведь идеей создания песенного конкурса она заразилась еще в начале 2000-х. Тогда Маргарита Михайловна только вернулась из туристической поездки по Золотому кольцу России, компанию в которой ей составили Сергей Лузгин и Владимир Гаранин. Каждая их остановка обязательно сопровождалась гитарными вечерами и звонкими песнями. Именно эта «ламповость» и стала главным стимулом создать в родной республике Коми конкурс бардовской песни для людей с инвалидностью.
Очень помогла в осуществлении проекта Надежда Васильевна Елфимова, на тот момент, председатель Сыктывдинской РО КРО ВОИ. Не меньший поклонник бардовского искусства, она смогла привлечь к работе известного российского барда Александра Николаевича Лобановского. Он был председателем жюри несколько лет подряд. К своей миссии Александр Николаевич всегда относился с большим вниманием и трепетом. Он был не просто членом жюри, он был наставником для участников конкурса. Те, кому посчастливилось быть с ним знакомым, говорят: «Струна, и кисть, и вечное перо» без Лобановского не состоялся бы». Спустя годы, когда Александра Николаевича не стало, конкурсу присвоили его имя. А место председателя занял другой, не менее известный в кругах бардовского искусства автор и исполнитель – Владимир Гаранин.
В этом году конкурс принёс участникам немало сюрпризов. Самым главным событием этого года стало появление второго жюри. В состав первого, профессионального, помимо Владимира Гаранина, вошли также заслуженная артистка России Ольга Сосновская, лауреат международного фестиваля имени В.Грушина Раиса Нур, заслуженный работник культуры России, режиссёр и создатель уникального творческого коллектива «Театр безграничных возможностей «Жест» Надежда Назарова. На онлайн-связи с участниками конкурса был и Леонид Сергеев – российский автор-исполнитель, член жюри Грушинского фестиваля и член Союза журналистов России. По состоянию здоровья он, к сожалению, не смог присутствовать лично.
Новое жюри, оно же общественное, состояло не только из именитых музыкантов и творческих деятелей России. Настоящей звёздочкой стал Сергей Николаев – лауреат всероссийских и международных фестивалей, а также обладатель Гран-при конкурса «Струна, и кисть, и вечное перо» в 2021м году. В прошлый раз музыкант настолько проникся атмосферой конкурса, что не мог не приехать через год. Сергей Николаев планировал посетить «Струну, и кисть, и вечное перо» лишь в качестве гостя. Однако организаторы предложили ему иную роль. В итоге, оценивать тех, кто ещё в прошлом году разделял с ним сцену, оказалось непросто. Как отметил в шуточной манере сам музыкант: «Сейчас мне приходится слушать, что же говорят об участниках судьи. А это значит, что в прошлом году они что-то подобное говорили и обо мне».
В креслах общественных судей восседали также организатор первого республиканского конкурса бардовской песни среди людей с инвалидностью Надежда Елфимова, заслуженный работник культуры России, педагог и режиссёр Виктор Назаров, а также Сергей Лузгин, который и был организатором того самого автопробега среди людей с инвалидностью, во время которого и родилась идея конкурса.
«Долгожданная встреча»
В первый конкурсный день в Серебряном зале Центра культурных инициатив «Югор» собрались барды из Коми. Десятки человек с гитарами в руках мило перешёптывались, смеялись, а некоторые даже обменивались объятиями. «Таких конкурсов немного. Ведь все мы здесь друзья. И между нами не может быть конкуренции» – тёплыми словами поддержки ведущая Наталья Юнева, по традиции, предопределила атмосферу будущих дней. И действительно, уже не первый год «Струна, и кисть, и вечное перо» воспринимается участниками, прежде всего, как долгожданная встреча, тёплые разговоры по вечерам, пение в унисон и радость от пережитых эмоций. И лишь только потом как некое состязание. Однако, и в нём нет ни первых, ни вторых мест. Есть только музыка и творчество, которым каждый желает поделиться.
Открыл бардовскую встречу коллектив из Сыктывдинского района. Женский квартет под руководством Ирины Чувьюровой исполнил песню «Милая весна». На улыбке и без напряжения в голосе спетая про расцвет природы песня символично открыла новый сезон конкурса бардовской песни. О чистоте голоса каждой исполнительницы и безупречно точной игре всего коллектива говорили эмоции в зале. Другие барды слушали, умиляясь, а иногда и подпевая каждому новому куплету. И это задало приятный тон всему будущему концерту.
Именно теме любви была уделена львиная доля внимания авторов. Причём, чувства, о которых пели и играли барды, проносились по залу то шлейфом тёплых чувств, то лёгким холодом разочарования и неразделённых эмоций. Так, о непростой истории взаимоотношений поведал Виталий Микушев. Песня «Нити хрусталя» на стихи Любови Осиповой до последней ноты держала зал в напряжении. Сам Виталий, как обычно, разбавил исполнение собственными мыслями. А будут ли влюблённые вместе? Финал истории так и остался открытым.
Совсем незамысловатым языком о высоких чувствах спел Юрий Шаглеев из Прилузского района. Аккомпанировал автору Сергей Николаев из общественного жюри. Их дуэт родился накануне конкурсного дня буквально за один вечер. В своих стихах Юрий сравнивает любовь с привычными и знакомыми нам вещами: полевой ромашкой, новогодней ёлкой или даже горшочком без цветка. Чувства, говорит автор, могут быть похожи на что угодно. Главное, чтобы в них не было дефицита. Выступление в паре с одним из членов жюри, к слову, никак не могло сказаться на оценивании номера. Помощь и взаимовыручка среди участников и судей имела место с самого первого сезона конкурса. Кто-то исполняет песни на стихи своих оппонентов, а кто-то, как Сергей Николаев, берёт на себя роль аккомпаниатора.
«Юбилейную бардовскую» в честь десятилетия республиканского конкурса исполнил Геннадий Попов из Корткеросского района. Одну из фраз песни «От мандража до куража» ближе к концу второго куплета бодро подпел весь зал. И неспроста, ведь она – своеобразный слоган, который хором выкрикивают и организаторы, и участники на старте конкурса.
Когда очередь дошла до номинации «Исполнитель», по залу то и дело начали проноситься поздравления с прошедшим Днём Рождения. А все потому, что на площадку вышел Александр Люосев из Княжпогостского района. Свой праздник мужчина отметил незадолго до конкурса, 3 июня. Александр Люосев, как отметила ведущая Наталья Юнева, от макушки до пят – настоящий бард. А стал он им, еще будучи студентом. И когда-то Александр даже пытался вовлечь в него своих, на тот момент, еще маленьких детей. Однако, попытки привить интерес к авторской музыке и игре на гитаре закончились поломкой инструмента. Сейчас тот случай вызывает у Александра лишь милую улыбку и приятные воспоминания из семейного прошлого.
«Лучшие из лучших»
Объявление победителей республиканского конкурса начал Сергей Николаев. Одной из первых награда ушла к Светлане Фисенко из поселка Жешарт. В каждом своём выступлении женщине удается довести зрителей до мурашек. А всё дело в «мило подрагивающем» голосе, как отметила однажды проницательная Наталья Юнева, ведущая конкурса, сравнив Светлану с Феей Драже, одной из героинь балета Чайковского «Щелкунчик».
Дипломы второй степени вручила конкурсантам Раиса Нур. В номинации «Автор стихов и музыки» лауреатом стал Юрий Шаглеев. Среди «Авторов музыки» награду взял Геннадий Попов. Весёлые мелодии на гармони не смогли бесследно проскочить в сознании судей. Среди исполнителей особенно отличилась Ольга Чегесова. Её исполнение проникновенной песни «Счастье» о простом и крайне важном в жизни каждого человека чувстве принесло женщине второе место.
Обладателей дипломов первой степени на сценическую площадку приглашал председатель жюри Владимир Гаранин. Гран-при в этом году никто на Республиканском конкурсе не получил. Все, безусловно, выступили хорошо, однако, «вспышки молнии не обнаружили», – подытожил Владимир Александрович.
И тем не менее, первое место в номинации «Автор стихов и музыки» получила Ирина Чувьюрова за песню «Милая весна». Среди исполнителей лучшей стала Светлана Колотенко. За целый год творческий потенциал женщины сильно вырос, была проделана большая работа над собой. Благодаря этому исполнение Светланы звучало увереннее, что не могли не отметить и другие участники конкурса.
Новичком среди участников стал и Андрей Овсянников. Молодой человек получил диплом первой степени в номинации «Автор музыки». На протяжении всего конкурса во взгляде молодого человека считывалась состояние особого счастья. Он с воодушевлением смотрел на каждого, кто выходил на сцену, и скромно улыбался. Песни «Лебеди» и «Короли» в исполнении Андрея и его напарника Александра Пунегова по сцене источали настроение умиротворения и блаженства.
Когда череда поздравлений завершилась, Раиса Нур произнесла главное пожелание всем участникам: «Вдохновляйтесь и пишите». И с этим был согласен каждый. Ведь порыв к вдохновенному творчеству – это не только билет на долгожданную встречу с «друзьями-музыкантами». Это еще и сильный стимул для жизни, который так необходим людям с инвалидностью.
«Как дома»
Межрегиональный этап авторской песни, как и всегда, начался с творческой встречи участников и жюри конкурса. О теплоте приёма, которую «редко встретишь даже на федеральных площадках» одной из первых отметила Татьяна Орлова из города Сокол. На конкурсе она выступала в паре с Александром Хазовым. Их дуэт родился в 1976м. Тогда, ещё солистка хора, Татьяна Орлова и не мечтала петь в дуэте с уже известным педагогом по вокалу. Но он для совместного творчества выбрал её сам. Они идеально слились в тембральной подаче. Самое удивительное в их тандеме – это умение чувствовать и понимать своего партнера. Дело в том, что за сорок лет музыкальной карьеры Татьяна Орлова так и не научилась играть ни на одном музыкальном инструменте. Однако, она с успехом пишет музыку для их песен. Сначала женщина придумывает в голове мелодию, затем просто напевает её своему учителю. Так и рождаются на свет очередные хиты.
«Струна, и кисть, и вечное перо» для их дуэта не явился первым или даже одним из немногих музыкальных фестивалей. От чего, как говорится, музыкантам «есть с чем сравнивать». Но такое гостеприимство, теплоту и ответственность за каждого участника они, по словам Татьяны, увидели впервые. Всё, от приёма в гостинице до звукового сопровождения на сцене, оказалось на высоте. Спеть так чисто, чтобы нравилось, прежде всего, самим себе, музыкантам не удавалось уже давно. В песне «Дядя Саня» Татьяна и Александр для полноты картины игриво с помощью голоса сымитировали цоканье лошадей. Получилась, таким образом, не просто песня, а небольшая театральная постановка.
Межрегиональный конкурс одним из первых открыл Владимир Дубцов из Пензы. Внимание собравшихся в зале сразу же привлекла гитара музыканта. На ней черным маркером было отмечено несколько подписей. Как поделился с нашей редакцией Владимир, это сделали самые дорогие для него люди. Несколько лет назад мужчина лишился зрения. Те, кто эмоционально разделил с ним самый сложный период в жизни, и расписались на инструменте. Ну, а выступил Владимир с песнями «Осень» и «Снежинка». Такие произведения для конкурного выступления стали неожиданностью для остальных участников. Ведь обычно мужчина исполняет что-то в стиле «шаманского рока». Но в этом году Владимир, решив опять же вспомнить о самых дорогих людях, выступил с песнями, которые когда-то сочинил вместе со своей дочерью.
Образ настоящего барда-рокера воплотил на сцене Михаил Сухов из Курска. В конкурсе мужчина участвует уже не первый год. Прошлый сезон из-за неожиданно полученной травмы пришлось пропустить. Зато в этом году удалось привезти самые лучшие номера из своей творческой копилки. «Струна, и кисть, и вечное перо» для Михаила Сухова – конкурс, напоминающий о детстве. Ведь он и сам уроженец Республики Коми. Раньше мужчина проживал и какое-то время строил музыкальную карьеру в Ухте. Затем жизнь завернула так, что пришлось сменить место жительства на город Курск. Одной из первых на конкурсе Михаил исполнил песню «Прощай». Лирическая, но в то же время спетая с долей «счастливой грусти» композиция поведала слушателям историю про девушку, которая неожиданно улетела на самолёте в другой город. Оказалось, что в этих стихах Михаил Сухов изложил реальную историю из своей жизни. Она настолько понятна и трогательна, что хотелось бы взять её за основу для сюжета какого-нибудь фильма. Да и к тому же, мелодика песни уж очень напоминает хорошее советское кино.
Не осталась незатронутой в стихах авторов и тема войны. Одним из тех, кто исполнил песню о тяготах Великой Отечественной и жестокой доле солдат, стал Иван Матвеев из Йошкар-Олы. Один из самых молодых участников конкурса передал рассказал историю от имени солдата, который обращается к матери. Он словно кричит «Мама, я живой!», однако слова его вряд ли будут услышаны. И таких молодых судеб, жестоко покалеченных войной, миллионы.
Не одну песню зал услышал от Ксении Канашовой из города Кстово. В 2015-ом году девушка уже брала Гран-при конкурса за своё «максимально приближённое к жизни» творчество. Её стихи всегда опираются на реальные жизненные обстоятельства, а музыка легка и понятна даже ребёнку. В этот раз её выступление было наполнено разными сюжетами. Первый – ироничная история про получение водительских прав, второй – про эксцентричную африканскую «зёбру», созданную фантазией Ольги Сафоновой, а третий стал зарисовкой пяти самых счастливых дней из её жизни: от рождения ребёнка до самого яркого выступления на сцене. Ксения исполнила пять куплетов, каждый из которых стал её личным откровением. Завершила череду творческих номеров песня про родной «земляничный» город. Ведь название города Кстово, из которого приехала Ксения, происходит от мордовского слова «кста» («земляника»).
«И вот оно – Гран-при»
Награждение на межрегиональном этапе конкурса всегда имеет повышенный градус волнения. Ведь вместе с победителями этого этапа жюри оглашает список участников, которым также выпадает шанс выступить на гала-концерте.
В начале Маргарита Колпащикова выразила всем благодарность за участие, отметив, что уровень каждого, кто из года в год демонстрирует свои таланты на конкурсе, растёт. И эту тенденцию необходимо лишь укреплять.
Лучшей в номинации «Автор стихов и музыки» вновь стала Ирина Чувьюрова. Песня «Милая весна», отметили судьи, не смогла бы не украсить итоговый концерт. Дополнили компанию победителей Ксения Канашова и Виталий Микушев в номинациях «Автор музыки» и «Автор стихов» соответственно. Самой многочисленной по количеству лауреатов и дипломантов стала номинация «Исполнитель». И тут первое место досталось Михаилу Сухову за песню «Кабы я…».
Главной интригой конкурса был, конечно, Гран-при. Если на республиканском этапе высшую награду так никто и не получил, на межрегиональном выбор всё-таки был сделан. Лучшей как «Автор музыки» показала себя на конкурсе авторской песни Татьяна Орлова. Когда результат наконец был оглашён ведущей вечера, первой реакцией обладательницы Гран-при стали слёзы. Впервые приехав на конкурс, она не надеялась занять хоть какое-то место. Ведь ехала, как отметила сама женщина, лишь ради участия, но, в итоге, смогла поразить членов жюри больше всех остальных. По сути, Татьяна Орлова повторила историю Сергея Николаева. В прошлом году он тоже был участником-первогодком, который моментально поразил своим исполнением всех членов жюри. Кто знает, возможно, через год Татьяна Орлова также займёт место рядом с Сергеем Николаевым в общественном жюри.
Приятным завершением поездки в Республику Коми для участников из других регионов стала посещение этнокультурного парка в селе Ыб. Там авторы познакомились с культурой северного народа, а позже собрались вместе за символическим “костром”, устроив настоящий бардовский вечер.
Победители республиканского и межрегионального этапов, по традиции, представили своё творчество на гала-концерте, который состоялся в театре драмы имени Виктора Савина в Сыктывкаре. Однако, не только яркими песнями отличился концерт. Огромной неожиданностью для всех собравшихся стало вручение ещё одного Гран-при. Награда на этот раз за десятилетний вклад в развитие конкурса досталась Владимиру Гаранину. Такого внимания не ожидал к себе и сам автор-исполнитель. При этом, отметив, что получить Гран-при было «неимоверно приятно».
«И в дополнение …»
«Струна, и кисть, и вечное перо» всегда даёт своим участникам полную творческую свободу. Не зря, это конкурс именно авторской песни. Традиционное представление о бардовском искусстве здесь трансформируется. Кроме гитары, как это принято в культуре «песенного искусства у костра», участники берут в руки разные инструменты. А иногда не берут их и вовсе. В этом году a cappella исполнили песни сразу несколько конкурсантов. А кто-то выбрал в сопровождение минусовую фонограмму.
Маргарита Колпащикова, как идейный вдохновитель проекта, всегда поддерживает творческое самовыражение, однако главным инструментом, по мнению конкурса, в номере всё-таки должна оставаться гитара. Ведь именно она отличает бардовское искусство от остальных направлений музыкального мира.
Владимир Гаранин, бард с многолетним опытом, мнение председателя КРО ВОИ разделил, а заодно подчеркнул, что конкурсантам крайне важно поддерживать друг друга и дальше. Если нет возможности сыграть песню вживую, отметил председатель жюри, всегда можно обратиться к другим участникам. И даже задолго до начала конкурсной программы. Ведь сегодня средства связи позволяют связаться с человеком в любой точке мира. И этим нужно пользоваться.
Евгения Клаткевич