ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Окна в миры без боли

«Сквозь трудности возраста, физиологические особенности и частое непонимание окружающих рука создаёт образ, перенося внутреннюю силу на материальный лист бумаги. Мы видим настоящее. В простых пятнах, линиях и цветах. Искренность этого мира удивляет невозможностью повторения. Ведь родилось истинное художественное произведение. В лёгком детском наброске».

Чуть-чуть рождается искусство. Если этого «чуть-чуть» не сделать, то нет искусства».

(Кирилл Шучалин, куратор выставки «Чудь-чуть искусство».

16 января в Револьт-центре состоялось открытие выставки «Чудь-чуть искусство», на которой были представлены работы учащихся специальной общеобразовательной школы-интерната № 4 г. Сыктывкара для неслышащих и слабослышащих детей.

Всё в этом пространстве было не случайно — чёрные палки на полу, о которых постоянно спотыкаешься, висящие на верёвочках парты, “пустое” знамя, запятая-маятник. Всё это были арт-объекты. Но не главные. Главные — рисунки детей, возле которых зависаешь, пытаешься разгадать, окунуться в их миры, некоторые из которых напоминают мультфильмы Норштейна, то есть сказочный туман с ёжиками и лошадками, а иные отсылают к творчеству Ван Гога, Шиле, Мунка и Шагала. Выставка была разделена на тематические блоки — лица и другие части тела, животные, люди и т.д. Желающие могли сами порисовать на пустой серой стене чёрной или белой краской.

Я подошёл с каким-то вопросом к куратору выставки, Кириллу Шучалину. Так стихийно организовалась настоящая экскурсия. Кирилл рассказал практически про все работы: кто, что, откуда и почему, про «ухо Мунка», про портрет одновременно в двух проекциях, про верблюда в самолёте, про зверей и птиц. Оказалось, что за каждой картиной таилась удивительная история. Про чёрные и белые символы, окружившие работы детей и про многое другое.

— Кирилл, как вы думаете, рисунки детей с инвалидностью отличаются чем-то? Есть ли в них какой-то дополнительный запрос к миру? Может, какой-то особый язык?

— Это интересный и очень сложный вопрос. Для того, чтобы на него ответить, нужно провести анализ, даже по сути научный эксперимент. Я не специалист в этой области психологии. Но могу сказать: точно рисунки на выставке очень талантливы! Мне кажется, это влияние их педагога, их мастера — Валерии Гансовны Бруниес. Они более смелые в технике и выражении, очень образные. Так же стоит отметить жанровые сценки, которые рисуют дети, бытовые или автопортреты.

— Согласен. Влияние педагога это очень важно.

— Их направляет отличный художник! Тем самым они ярче, или, точнее сказать, яснее выражают своё видение того или иного предмета. Это симбиоз. Когда преподают настоящие профессионалы, дети растут. Это как правильная селекция. Особенно, когда это делается чутко и тонко.

— Почему выставка называется «Чудь-чуть»? От слова чудо, чудить?

— Чудь — это образ чего-то неизвестного и непонятного. Был такой полумифический народ – чудь. А «чуть-чуть» – это когда чего-то немного, что-то маленькое. Такой образ, соединяющий нечто чудесное и нечто небольшое, выбрала Валерия Бруниес для передачи особого творчества своих воспитанников.

— Что символизируют чёрные палки, лежащие на полу?

— Это образ проблем детей.

— Через которые мы переступаем?

— Да. Через которые переступают взрослые. Но через них проходят и сами дети, побеждая трудности, преодолевая себя, творя произведения искусства.

— Интересно. Получается, это двойной символ. Взрослые переступают их, не замечая. А дети, преодолевая.

— Да, для детей это препятствия, а для взрослых вечный ответ: «Не плачь! Повзрослеешь — поймёшь! Это не страшно». Но для ребёнка бывают вещи и сложные, и страшные. От них нельзя просто так отмахиваться.

— А парящие белые парты — это полёт вдохновения, творчество, которое позволяет оторваться от земли?

— Да, всё верно! И, если вы заметили, мир выставочного пространства разделён на три цвета: чёрный как трудность, как преодоление, серый как горизонт и линейность реальной и материальной жизни, а белый – творчество и всё, что стало материальным, воплотившись из идеи и полёта фантазии.

— Серый это ещё и нейтральный фон, на котором все желающие могут что-то нарисовать белой или чёрной краской.

— Да, он и есть то, на чём мы можем оставить след, делая выбор – светлый или тёмный. Собственно жизнь.

— Как вы думаете, искусство терапевтично? И как процесс, когда человек сам творит, и как созерцание того, что кто-то создал?

— Думаю, да. Это способ уйти от реальности, особенно, если она причиняет боль. Физическую, либо душевную. Но ведь мир воображения и творчества принадлежит самому автору. Он сам творец, ему доступен выход из правил материального мира. И он волен создать мир без боли. Это трудно понять логикой, но можно почувствовать.

— Спасибо!

Виталий Микушев


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: