ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Сергей Николаев: Три Гран-при за «Просто поговорить»

Мы продолжаем поближе знакомить вас с участниками конкурса бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью имени Александра Лобановского «Струна, и кисть, и вечное перо».

Сергей Николаев из Москвы в этом году приехал на наш конкурс первый раз и сразу завоевал Гран-При. Как оказалось, это не первая его победа и за его плечами уже солидный опыт участия в различных конкурсах и немалый багаж авторских песен.

— Сергей, расскажите немного о себе.

— Родился я 27 июля 1984 года, живу в Москве с самого рождения. Окончил музыкальную школу по специальности «гитара», в 2002 году — Государственный специализированный институт искусств по специальности «актёрское искусство».

В 2007 году и с этого же года стал руководить детским объединением «Ансамбль «Авторская песня» при московской школе No 97, что делаю и по сей день. Обучаю детей петь и аккомпанировать себе на гитаре.

Лауреат Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы — 2017». С 2006 года постоянный участник творческих программ клуба авторской песни «Воробьёвы горы» под руководством Заслуженного деятеля искусств РФ композитора Григория Гладкова как с детьми, так и самостоятельно. С 2009 года участник содружества поэтического рока «Даждь» под руководством московского автора-исполнителя и лидера одноимённой музыкальной группы Дмитрия Студёного.

— Как Вы пришли к авторской песне?

— Сочинять стихи начал в 1998 году, а обучение игре на гитаре и прослушивание разных групп и исполнителей («Ма- шина Времени», «Воскресение», Юрий Шевчук и «ДДТ», Виктор Цой и «Кино» и др.) в 2000 г. сподвигли меня к сочинению мелодий на свои стихи — так стали получаться песни.

— Сколько у вас уже песен?

— Я записал четыре альбома, всего на данный момент у меня около 60 песен.

— Неплохо! Кто из известных авторов больше всего повлиял на Вас?

— Если говорить о музыкальных и поэтических влияниях, то, помимо выше указанных исполнителей, можно назвать классиков жанра: Юрия Визбора, Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Александра Дольского, Аду Якушеву, Олега Митяева, Александра Розенбаума. Также мне близки ретро-эстрада и классическая музыка, слушаю и тяжёлый рок, и альтернативные направления музыки.

Поэтические предпочтения — Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин. А вообще, чем больше у художника красок, тем богаче его картины. Так и у автора-исполнителя: любой музыкальный или поэтический стиль — это краска, которой он может воспользоваться для сочинения песни или для исполнительского воплощения своих замыслов.

— Как у Вас рождаются темы для стихов?

— Темы стихов рождаются от личных впечатлений. Вообще все мои песни очень личные и описывают, как правило, то, что происходит в моей душе. Есть песни о любви, о дружбе, об учениках, о памяти, есть социальные песни. С некоторыми песнями я становился лауреатом всероссийских и международных фестивалей в России, Белоруссии, Армении, Грузии, Латвии, Швеции, Болгарии.

— Солидная география! Как узнали о нашем конкурсе?

О конкурсе впервые услышал в 2017 году от автора-исполнителя из города Вольск Саратовской области Александра Зерницкого. В 2019 году на Грушинском фестивале о конкурсе мне рассказала Ирина Трофимова, и не просто рассказала, а настоятельно рекомендовала поучаствовать. Тогда я стал смотреть в Интернете ролики о конкурсе, посмотрел гала- концерты разных лет, почитал статьи об участниках, в общем, стал думать. Приехал в 2019 году на фестиваль «Вера, Надежда, Любовь», очень понравился ваш город, организация фестиваля. А в ноябре 2020 года пришёл на концерт Леонида Сергеева в клуб «Гнездо глухаря», подошёл к нему подписать книжку с диском и спросил стоит ли приехать на конкурс «Струна, и кисть, и вечное перо», — он ответил, что стоит, и я решился.

— Какие у Вас впечатления о конкурсе? Кто запомнился из участников?

— Конкурс очень понравился хорошей организацией, добрым и ответственным отношением к участникам и к процессу проведения. Особенно поразило меня выстраивание света на каждом исполнителе перед гала-концертом — такого я не видел ни на одном конкурсе.

Из участников запомнились Ксения Канашова, Татьяна Ладыка, Владимир Дубцов. Конечно, пронзила Лариса Фёдорова… Вы, кажется, пели кельтское что-то?

— Да, песню на мелодию из ирландского фольклора.

— Вы тоже запомнились. Это было очень оригинально.

— Спасибо!

Ну, а вообще каждый какой-то след оставил в сердце… Кстати, Татьяна Ладыка была на моём сольном концерте уже после фестиваля, 20 июня — специально из Славянска-на-Кубани приехала в посёлок Южный под Туапсе, где я участвовал в фестивале «Солнечные крылья», в рамках которого и был проведён данный концерт — край-то один, Краснодарский, но расстояние между двумя пунктами на- значения 400 км… Так что знакомство с участниками конкурса продолжилось. Но не хочется никого выделять особо, каж- дый запомнился и проявился.

— Вас удивило, что с первого раза и сразу Гран-при?

— Да, был удивлён! Дело в том, что на конкурсе «Струна, и кисть, и вечное Перо» я получил третье гран-при за довольно короткий промежуток времени.

Лауреата 1-й степени я получал на многих конкурсах, но этот год для меня оказался каким-то особенным. Первое Гран-при я получил 30 апреля на международном фестивале «Колыбель России» в Москве, второе — за несколько дней до нашего конкурса — 5 июня на международном вокальном конкурсе IMUSIO. И вот, спустя всего 3 дня, ещё одно Гран-при…

Признаюсь, что мурашки бежали по телу, когда все мне аплодировали… И трижды Гран-при получила песня «Просто поговорить», которую я посвятил памяти своего друга музыканта Андрея Костина. Как будто бы Андрюха оттуда тоже как-то влиял… Вот и не верь теперь в мистику! Вообще радостным событиям, к сожалению, часто предшествуют трагические.

Вторая же песня, «Гитара», — это отсылка к классикам бардовской песни, в её тексте присутствуют цитаты из песен Александра Городницкого, Ады Якушевой, Александра Дольского, Булата Окуджавы, Александра Суханова и Юрия Визбора.

Гран-при на этом конкурсе — это заслуга моих многочисленных педагогов, которые уже давно со мной не работают, но влияние которых на меня оказано огромное; также это заслуга моих родителей — мамы, которая давала правильный вектор воспитания и которая была ответственной за мой сценический имидж, и папе, которого уже нет, но чьи музыкальные предпочтения я транслирую на сцене и в жизни. Очень много людей потрудились над тем, чтобы я мог сейчас всё делать сам.

— Вы обучались актёрскому мастерству. Скажите, насколько оно важно для исполнителей авторской песни? Важнее ли, чем качество вокала?

— Оно важно для любого вокалиста, для любого музыканта. В авторской песне текст занимает особое место, и его донесение до слушателей очень важно. Художественное слово — это важный жанр, любому автору-исполнителю или просто исполнителю перед пением текста нужно прочесть его вслух без мелодии, чтобы лучше понять смысл каждой строки.

Актёрское мастерство помогает в создании образа рассказчика, который важен как в художественном чтении, так и в вокальном искусстве. В моей образовательной программе для детей есть такой пункт, как «работа над текстами методами художественного чтения», также мы с ними часто говорим об актёрской задаче в песне — что я хочу сказать, произнося то или иное слово, какие чувства испытываю. Актёрское мастерство полезно и инструменталистам или в песенных инструментальных проигрышах — характер той или иной музыкальной фразы легче понять, включая эмоциональный компонент, чем механически играть тихо или громко.

— Скажите, как педагог, нужно ли устраивать для участников мастер- классы или даже какие-то уроки?

— Мастер-классы было бы не лишним проводить, но они не должны сводиться, как на многих бардовских конкурсах, к обсуждению того, какие плохие у автора стихи или как он плохо поёт. Здесь стоит перенять опыт эстрадных конкурсов, когда либо сам педагог рассказывает о техниках исполнения, об эмоциональной выразительности, показывает что-то, либо участники готовят какие-то вопросы, на которые педагог отвечает.

Мастер-класс не должен носить обязательный характер, если кто-то из участников не хочет его посещать — это его право, это не должно влиять на результаты конкурса. Но думаю, что к Леониду Сергееву или к Ольге Сосновской все захотят пойти. Также, если организаторы будут продумывать мастер-классы, желательно сделать так, чтобы они не пересекались — на многих конкурсах это случается, и бывает обидно — на одного педагога попадаешь, на другого нет.

— По поводу пересечения мастер-классов — согласен на 250 %. Чисто гипотетически — вы бы сами смогли провести мастер-класс?

— Даже не гипотетически! Если буду жив и государство не запретит ездить по городам и весям, то могу провести. Хотя… даже если и запретит, есть опыт работы онлайн!

— Многие участники сетовали, что всё проходит очень быстро и им не хватает хотя бы одного дня — для знакомства с городом, общения, отдыха, подготовки. Даже говорили об этом Главе Коми. Вы согласны с этим?

—Я согласен, что день был бы не лишним, чтобы не было «галопом по Европам». Чтобы участники республиканского конкурса не обиделись, что у них такого дня нет, можно сделать совместный день — между республиканским и региональным конкурсами… Хотя и вариант между конкурсом и гала-концертом тоже хороший…

— Спасибо, Сергей! Желаю творческих успехов! И до встречи в следующем году!

Беседовал Виталий Микушев.


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: