ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Ирина Трофимова: «Не успех главное! Тут люди становятся родными»!

Ирина Трофимова (Долматова) из города Тобольска Тюменской области участвует в конкурсе «Струна, и кисть, и вечное перо» с 2019 г. За её спиной уже достаточно большой и солидный опыт участия в разных конкурсах и фестивалях, причём в совершенно разных ипостасях — конкурсанта, организатора и члена жюри.



— Ирина, Как давно Вы в бардовской песне?
— Больше 40 лет — вот такая древность… В 70—80-е годы ещё даже слова такого «бардовская» не было, говорили «самодеятельная», «авторская». Но Грушинский фестиваль уже был. И однажды его даже запрещали — в 83-м году. Разрешили снова в 87-м. Не дай Бог такого перерыва опять — второй год «онлайним». Хорошо, что удается нынче проскакивать другим фестивалям, как, например, наш, сыктывкарский!
— Как много у Вас уже своих, авторских песен?
— Немного, штук сорок.
— Как они рождаются?
— По-разному. Иногда появляются две строчки и болтаются годами, а потом вдруг обрастают сюжетом. Но чаще песня выныривает неожиданно и не отпускает, пока не проявится вся. Очень редко, пару раз, не больше, писала песни по просьбе или по поводу.
— Я знаю, что на Грушинском фестивале Вы — член жюри.
— Да, третий год уже, в первом туре. Это когда весь поток участников идёт через нас, членов жюри первого тура.

— Это сколько примерно человек?
— Сотни, если считать ансамбли. Обычно на конкурс заявляется примерно 500 человек. А лауреатами, после трёх туров, становятся 5—7.
— То есть, вы осуществляете первичный отсев? Это же титанический труд!
— Ну, да, мы — «крупное сито». Отсеиваем очевидных аутсайдеров. Сложней всего на третьем туре, там такая «заруба» идёт, дым столбом… Стать лауреатом Грушинского фестиваля непросто, некоторые по 8—10 раз пробуют. И бывает, побеждают, наконец, потому что совершенствуют мастерство.
— Вам самой удалось стать лауреатом «Грушинки»?
— Да, в 1991 году.
— Бардовская песня изменилась за эти годы? Барды тоже эволюционируют или это какая-то особая порода людей, вне времени?
— Конечно, меняются — и люди, и их творчество. Остается прежней только поэзия — настоящая, искренняя, глубокая, цепляющая…
— Я знаю, что у Вас, в Тобольске, авторская песня цветёт пышным цветом.
— Мы, вместе с другими энтузиастами, занимаемся бардовской песней: проводим летние уличные концерты по принципу «свободного микрофона», где любой желающий может показать своё творчество, организовываем фестивали. Например, в июне этого года провели молодёжный фестиваль «Струны Тобольска» с участниками от 7 до 35 лет. Отрадно, что было около 50
участников! Задумываем крупный фестиваль по типу Грушинского: у нас есть живописный высокий берег Иртыша, где можно устроить концертный зал под открытым небом, как на Волге…
— То есть, бардовская песня востребована среди вашей молодёжи? А кого больше — авторов или исполнителей?
— Конечно, востребована! Одинаково — и авторов, и исполнителей. И на Грушинке молодёжи много, больше, чем старшего возраста.
— Вы в Сыктывкаре второй раз. Как узнали про наш конкурс?
— Узнала о нём от руководителя нашей местной организации ВОИ и поехала в 2019-м. Заняла тогда второе место как автор. Но не успех здесь главное, а атмосфера! Тут люди сразу становятся родными! И приехать хочется не за победой в конкурсе, а чтоб увидеться со всеми. После Сыктывкара в 2019-м на Грушинском подходила к людям с инвалидностью и приглашала на «Струну, и кисть…». И по моей «наводке» в этом году приехал Сергей Николаев из Москвы и — завоевал Гран-При! Я до потолка прыгала!
Хоть сама в этот раз «пролетела как фанера над Парижем»… Ну, бывает, зуб вырвали накануне — передний, и слишком эмоционально выступала — в ущерб качеству исполнения. Но главное — наобнимались, напелись и… не смогли расстаться: завели чат в WhatsApp и продолжаем общаться! Решили даже встретиться осенью в Краснодарском крае у Танюши Ладыки. Так что «мы в Сыктывкаре сыграем на гитаре» и обретаем друзей на всю оставшуюся жизнь!
— Как родился Ваш номер «Плач невесты» (с Двойрой Крик)? На мой взгляд, один из самых необычных, ярких и запоминающихся в этом году.
— Просто когда-то услышала эту песню Григория Дикштейна и выучила. Я исполняла её на концертах Зимнего Грушинского фестиваля в Самаре ещё в 2002 году.
— То есть, этот номер уже с солидным стажем. Но выглядело очень свежо. Насколько для барда важно актёрское мастерство?
— Думаю, не очень. Гораздо важней честность исполнения. Если там хорошие стихи и есть харизма — песня выстрелит.
— А из того, что было в этом году на нашем конкурсе, что, на Ваш взгляд, «выстрелило», что запомнилось?
— Сергей Николаев, который Гран-при взял. И Мария Рыжова, которая пела песню Визбора про военные фотографии.
— У Вас есть какие-то пожелания к конкурсу? Что-то ждёте в следующем году?
— Новых участников. Мастер- классы нужны с «разбором полётов».
— Спасибо! И до встречи в 2022 г.
Беседовал Виталий Микушев


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: