ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Мы и наши дети. Расстраиваться или интегрировать?

В этот раз раздел о детях посвящен не детям, а тому, как с ними быть. Анна Львовна Гарнова, специалист сенсорной интеграции интегративного детского центра «Лекотека» об успешности особого ребенка в обучении.

Успешность ребенка в обучении: в чём секрет?

Ловите ли Вы себя на мысли, что Ваш ребёнок:

– имеет огромное количество страхов

– не умеет самостоятельно есть, пить, держать ложку, вилку

– падает на ровном месте, «сшибает» всё на своём пути, очень неловок и неповоротлив

-никак не может научиться кататься на самокате, велосипеде

– не умеет спускаться и подниматься по лестнице

-не умеет прыгать на одной или двух ногах

– избегает раскачивания на качели или наоборот слишком любит это делать

– часто кружится, подпрыгивает, прыгает на диване, постоянно в движении

– гиперактивный, или наоборот апатичный, тревожный, чересчур осторожный

– не хочет рисовать, лепить, конструировать

– не берёт в руки кисточки для рисования, карандаши, фломастеры, ручки,

– закатывает истерики в магазине, на улице, местах скопления большого количества детей и т.п.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что у ребёнка имеется дисфункция сенсорной интеграции, которая в большинстве случаев обусловливает подобное поведение и такие «симптомы»?

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это вся последовательность событий, происходящих в центральной нервной системе (ЦНС) от момента рецепции (получения сенсорного раздражения) до адаптивного ответа (ответной реакции организма).

Человеческий организм имеет 8 сенсорных систем, нормальное функционирование которых играет определяющую роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, его адекватном поведении и здоровых реакций на любые раздражители (сенсорные стимулы).

Перечислим эти сенсорные системы:

1. Тактильная система. 2. Проприоцептивная система (суставы, мышцы, связки). 3. Вестибулярная система. 4. Интероцептивная система ((висцеральная) внутренние органы). 5. Зрительная система. 6. Слуховая система. 7. Вкусовая система. 8. Обонятельная система.

С помощью процесса сенсорной интеграции мы можем эффективно использовать своё тело в окружающей среде. Именно благодаря сенсорной интеграции человек способен организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения.

Любые сбои, дисфункции сенсорной интеграции могут привести к нарушению поведения, неадекватным реакциям на различные раздражители, что будет отражаться, в первую очередь, на качестве жизни. Если говорить о ребёнке, то дисфункции сенсорной интеграции могут проявляться в его гиперактивности (СДВГ), неусидчивости, неспособности нормально обучаться и развиваться, излишней капризности, возбудимости, или наоборот, апатии, нежелании действовать и познавать что-то новое.

Проявлениями дисфункций сенсорной интеграции могут являться все вышеперечисленные признаки или «симптомы», которые будут мешать развитию ребёнка.

Дисфункции сенсорной интеграции должны быть вовремя устранены, еще в раннем или дошкольном детстве, компенсированы, чтобы ребёнок мог воспринимать огромный поток информации в школе и быть успешен в обучении.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут Вашему ребёнку получить сенсорный опыт, ощущения, необходимые для правильной работы вестибулярной, проприоцептивной и других сенсорных систем, от зрелости которых зависит успешность ребёнка в обучении:

– давать возможность ребёнку дома преодолевать полосу препятствия (перевернуть стулья, столы, повесить одеяла и покрывала, покидать на пол подушки с диванов);

– позволять строить ребёнку «штабики» дома и во дворе;

– давать возможность ребёнку кататься на маминой или папиной спине, как на лошадке;

– играть с ребёнком в игру «сэндвич», превращая его в «начинку» между двумя большими подушками, сдавливая его между ними (аккуратно, чтобы не переборщить!). Также можно ребёнка заворачивать в тяжелое одеяло, как сосиску в тесто, катать его по полу, и позволить ему самостоятельно выбираться оттуда;

– качать ребёнка в одеяле или гамаке, чтобы потом он мог сам оттуда выбраться;

– давать возможность качаться ребёнку на качели лежа, стоя или сидя,

– позволять ребёнку прыгать на батуте, скакалке,

– учить прыгать ребёнка на одной и двух ногах,

– в летнее время – уделить большое внимание езде ребёнка на велосипеде, самокате, скейтборде, роликовых коньках, в зимнее время – езде на лыжах, санках;

– записать ребёнка в спортивные секции, бассейн,

– заниматься физкультурой.

Выполняя такие простые рекомендации, мы можем благотворно повлиять на развитие всех сенсорных систем ребенка, что обеспечит их зрелость и готовность к дальнейшему обучению.

В заключение хочется отметить, что для того чтобы узнать есть или нет у Вашего ребёнка дисфункция сенсорной интеграции, необходима консультация специалистов сенсорной интеграции и специальная диагностика, которая точно укажет на наличие или отсутствие тех или иных нарушений сенсорной интеграции.

 


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: