Мы и наши дети. Расстраиваться или интегрировать?
В этот раз раздел о детях посвящен не детям, а тому, как с ними быть. Анна Львовна Гарнова, специалист сенсорной интеграции интегративного детского центра «Лекотека» об успешности особого ребенка в обучении.
Успешность ребенка в обучении: в чём секрет?
Ловите ли Вы себя на мысли, что Ваш ребёнок:
– имеет огромное количество страхов
– не умеет самостоятельно есть, пить, держать ложку, вилку
– падает на ровном месте, «сшибает» всё на своём пути, очень неловок и неповоротлив
-никак не может научиться кататься на самокате, велосипеде
– не умеет спускаться и подниматься по лестнице
-не умеет прыгать на одной или двух ногах
– избегает раскачивания на качели или наоборот слишком любит это делать
– часто кружится, подпрыгивает, прыгает на диване, постоянно в движении
– гиперактивный, или наоборот апатичный, тревожный, чересчур осторожный
– не хочет рисовать, лепить, конструировать
– не берёт в руки кисточки для рисования, карандаши, фломастеры, ручки,
– закатывает истерики в магазине, на улице, местах скопления большого количества детей и т.п.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что у ребёнка имеется дисфункция сенсорной интеграции, которая в большинстве случаев обусловливает подобное поведение и такие «симптомы»?
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это вся последовательность событий, происходящих в центральной нервной системе (ЦНС) от момента рецепции (получения сенсорного раздражения) до адаптивного ответа (ответной реакции организма).
Человеческий организм имеет 8 сенсорных систем, нормальное функционирование которых играет определяющую роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, его адекватном поведении и здоровых реакций на любые раздражители (сенсорные стимулы).
Перечислим эти сенсорные системы:
1. Тактильная система. 2. Проприоцептивная система (суставы, мышцы, связки). 3. Вестибулярная система. 4. Интероцептивная система ((висцеральная) внутренние органы). 5. Зрительная система. 6. Слуховая система. 7. Вкусовая система. 8. Обонятельная система.
С помощью процесса сенсорной интеграции мы можем эффективно использовать своё тело в окружающей среде. Именно благодаря сенсорной интеграции человек способен организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения.
Любые сбои, дисфункции сенсорной интеграции могут привести к нарушению поведения, неадекватным реакциям на различные раздражители, что будет отражаться, в первую очередь, на качестве жизни. Если говорить о ребёнке, то дисфункции сенсорной интеграции могут проявляться в его гиперактивности (СДВГ), неусидчивости, неспособности нормально обучаться и развиваться, излишней капризности, возбудимости, или наоборот, апатии, нежелании действовать и познавать что-то новое.
Проявлениями дисфункций сенсорной интеграции могут являться все вышеперечисленные признаки или «симптомы», которые будут мешать развитию ребёнка.
Дисфункции сенсорной интеграции должны быть вовремя устранены, еще в раннем или дошкольном детстве, компенсированы, чтобы ребёнок мог воспринимать огромный поток информации в школе и быть успешен в обучении.
Вот некоторые рекомендации, которые помогут Вашему ребёнку получить сенсорный опыт, ощущения, необходимые для правильной работы вестибулярной, проприоцептивной и других сенсорных систем, от зрелости которых зависит успешность ребёнка в обучении:
– давать возможность ребёнку дома преодолевать полосу препятствия (перевернуть стулья, столы, повесить одеяла и покрывала, покидать на пол подушки с диванов);
– позволять строить ребёнку «штабики» дома и во дворе;
– давать возможность ребёнку кататься на маминой или папиной спине, как на лошадке;
– играть с ребёнком в игру «сэндвич», превращая его в «начинку» между двумя большими подушками, сдавливая его между ними (аккуратно, чтобы не переборщить!). Также можно ребёнка заворачивать в тяжелое одеяло, как сосиску в тесто, катать его по полу, и позволить ему самостоятельно выбираться оттуда;
– качать ребёнка в одеяле или гамаке, чтобы потом он мог сам оттуда выбраться;
– давать возможность качаться ребёнку на качели лежа, стоя или сидя,
– позволять ребёнку прыгать на батуте, скакалке,
– учить прыгать ребёнка на одной и двух ногах,
– в летнее время – уделить большое внимание езде ребёнка на велосипеде, самокате, скейтборде, роликовых коньках, в зимнее время – езде на лыжах, санках;
– записать ребёнка в спортивные секции, бассейн,
– заниматься физкультурой.
Выполняя такие простые рекомендации, мы можем благотворно повлиять на развитие всех сенсорных систем ребенка, что обеспечит их зрелость и готовность к дальнейшему обучению.
В заключение хочется отметить, что для того чтобы узнать есть или нет у Вашего ребёнка дисфункция сенсорной интеграции, необходима консультация специалистов сенсорной интеграции и специальная диагностика, которая точно укажет на наличие или отсутствие тех или иных нарушений сенсорной интеграции.