ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Руководитель проекта «Тёплый дом» Надежда Позиховская: Любые дети должны в первую очередь тренироваться жить

Проект «Тёплый Дом» в Сыктывкаре – это тренировочная квартира по самостоятельному проживанию для подростков и особых детей 18+. Сегодня «Тёплый дом» не просто открыл свои двери, он ещё и развивается. Как и кого готовят ко взрослой жизни – об этом рассказала куратор проекта Надежда Позиховская.

Наш Тёплый Дом принимает детей и взрослых с мая. В июне прошла площадка для школьников от 11 лет, в ней 11 человек приняли участие. Затем с июля по август Теплый Дом посещали старшие школьники и молодые люди, самому старшему 23 года. С сентября в Доме обитали выпускники школ и молодые люди. На сентябрь записались 7 человек. В июле приезжала на неделю девочка из Усть-Цилемского района. Еще дети из Сосногорска хотят приехать и попробовать походить.

 

Наши занятия вполне разнообразны и их действительно можно назвать развивающими. Мы регулярно посещаем библиотеку Брайля, где занимаемся рукоделием и даже один раз ходили на актерское мастерство. В самом Теплом Доме проходят занятия по рукоделию в стиле «хэндмэйд», создание керамических изделий керамика, проходят тренинги общения, начинаем осваивать пошив изделий. Но на этом мы, конечно, не остановимся: уже сейчас проводим переговоры с колледжами по возможности настоящего профессионального обучения. Договариваемся и по возможности спортивных занятий. Конечно, это все не случится прямо завтра, но в таких делах важны упорство и стратегия маленьких постоянных шагов, что мы и делаем.

Результаты занятий в Теплом Доме есть. Мы видим, что многие подопечные приходят в состоянии крайней зависимости от поддержки значимых взрослых. Гиперопека – это обычное явление в семьях с особыми детьми. Но уж если ребенка к нам привели, то родители как раз-таки и пытаются справиться с этим. Так что ребята меняются, но особенно заметна динамика у тех, кто ходит регулярно. Но наличие динамики меня и не удивляет, поскольку педагоги на проекте – просто волшебные! На лето мы набирали дополнительную команду, но костяк сохраняется с самого начала, и меня это очень радует. Ведь известно, что с нестабильного, не интересного, не значимого проекта люди, как правило, постепенно уходят. В самом начале педагогам было трудно. Даже те, кто ездил со мной на стажировку во Владимир, были в некоторой растерянности. Дело в том, что все основные педагоги – это специалисты с опытом работы в Кочпонском интернате, а там сами понимаете – и цели, и методы работы совсем другие. Перед тем, как запустить занятия, мы с ними много встречались, пришлось перестроить их понимание задач, мы разговаривали каждый день, и вот, команду удалось создать идеальную. Но Теплый Дом оказался таким местом, куда постоянно приходят специалисты с предложениями поработать. Мы, конечно, не против самого разного сотрудничества, но, к сожалению, на оплату труда у нас нет денег, по крайней мере, сейчас.

Финансирование, как и на любом другом проекте, вообще вопрос сложный. Основная часть расходов – это деньги от гранта, благотворителей у нас немного. Питание и хозяйственные расходы оплачивают сами подопечные. Так делается во всех тренировочных квартирах России. Частью тренировочного проживания является задача научить ребят рационально тратить свою пенсию. Сейчас, например, уже учим выбирать продукты со скидкой.

Но вот, что примечательно – волонтеров мало, хотя и проект интересный, и в соцсетях я их приглашала. В итоге откликнулись всего несколько человек, но никто из них так и не пришел к нам. А волонтеры нам очень нужны на прогулке. Не все постояльцы Теплого Дома у нас хорошо передвигаются, за лето Теплый Дом посетили 3 слабовидящих, есть дети с ДЦП. Да и просто некоторые дети могут вдруг куда-нибудь побежать. Волонтеры нужны и для того, чтобы просто общаться с нашими ребятами.

Помощники и аниматоры – это хорошо, мы будем рады всем. Но еще больше нас сейчас волнует вопрос организации профессионально подготовки – нам нужны настоящие мастерские, где особые молодые люди получат реальную профессию, которая сделает их относительно независимыми во взрослом мире, которая поможет им комфортно существовать в будущем и без поддержки родителей. Много ребят, которые закончили 9 классов, не могут идти дальше учиться, попросту не готовы, не повзрослели еще до этого уровня. Вот им бы годик-два походить, присмотреться, позаниматься, а потом уже более осознанно идти и получать образование.

Во Владимире есть такая практика: кто не может войти в самостоятельную жизнь сразу после школы, какое-то время получает опыт в тренировочной квартире “Школа жизни”, в которой есть и мастерские, а уже потом получают образование. Вы заметили тенденцию «дать образование любой ценой», в прямом смысле – любой ценой? В Коми детей сразу после школы отправляют куда-нибудь, чтобы они получили ну хоть какое-то платное образование, не важно какое – педагогическое, библиотекарское, бухгалтерское. Родителям кажется, что так они дают ребенку с отставанием в развитии жизненную стабильность. Но в итоге дети, не умеющие и не готовые окунуться в трудности самостоятельной жизни, получают диплом и оказываются не менее беззащитными, чем если бы были и вовсе без диплома. По причине неспособности проживать жизнь и работать, соответствовать требованиям взрослого мира, они просто сидят дома. И мы сейчас понимаем, что не в «корочках» дело, а в навыках и умениях решать свои повседневные проблемы и выполнять посильную работу, а этому, к сожалению, у нас пока не учат ни в школах, где главная задача – выпускные экзамены и получение аттестатов, ни в послешкольных образовательных учреждениях. И вот здесь образовательная система требует скорейшей модернизации в соответствии с требованием времени. Любые дети должны в первую очередь тренироваться жить. Они должны быть готовыми и не чувствовать страха.


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: