ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Министр образования Наталья Якимова: Там, где у старшего товарища может не оказаться времени или желания обучать вновь пришедших в школу учителей, там подключается сообщество молодых.

Наталья Владимировна, в чем причина недостатка кадров при наличии целой системы подготовки специалистов в сфере педагогики?

В Коми постоянно развивается система образования, которая готовит педагогов. Это целый институт в нашем университете и педагогический колледж. Ресурсов, которые выделяет и Российская Федерация и Республика Коми – достаточно. Количество мест соответствует потребности в учителях и воспитателях.  Это с одной стороны. С другой, далеко не все студенты и выпускники ВУЗов доходят до школ, детсадов  и учреждений дополнительного образования. Мы эту проблему обсуждали неоднократно с руководителями учреждений, и пришли вот к какому выводу: необходимо выстроить процесс подготовки педагога так, чтобы студент как можно больше получал практики, во время которой смог бы почувствовать свою профессию, осознать себя в ней, найти в ней свое место. Но если студенты захотят сменить траекторию образования, то пусть поймут, что «не мое» и сделают это до завершения обучения, не тратя впустую ни своего времени, ни бюджетных средств. Сейчас же зачастую дипломированный выпускник отрабатывает месяц в школе и уходит,  а многие до школы вообще не доходят.

В чем причина такого  скорого ухода?

Первая причина – недостаточно продолжительная практическая  часть обучения.  Студент  до конца не может понять – а в той ли он профессии,  действительно ли у него все поучится, а главное – действительно ли он комфортно сможет пребывать в педагогической, образовательной  среде, которая  без сомнения очень сложная. К самой  работе в школе не все могут быть готовы психически, психологически, а некоторые даже физиологически не  готовы. И чем больше будет таких практических недель и месяцев,  тем  больше адаптируется студент, поймет, свой ли путь он выбрал.

Могут  ли быть причины в отсутствии поддержки внутри школьного коллектива?

Это называется наставничество, и раньше институт наставничества был четко определен. Специалист приходит в школу, за ним закрепляется наставник, который  достаточно длительное время сопровождает молодого учителя. Сейчас формально эта система существует, но что-то утрачено. Но на эту утрату мы не просто реагируем, мы  действуем – у нас создается Ассоциация молодых учителей.  Там, где у старшего товарища может не оказаться времени и ли желания обучать вновь пришедших, там подключается сообщество молодых, и каждый год оно все больше пополняется молодежью. Педагоги  собираются, обсуждают задачи, помогают решать проблемы, которые существуют в конкретном классе с конкретным ребенком и родителем. Можно с уверенностью сказать, что институт наставничества возрождается, только в новой, более продуктивной форме.

До сих пор речь шла о молодых. А как же более зрелые люди, которые могут влиться в систему образования со  стороны и быть ей полезны?

У нас и так в школах 50%  учителей  предпенсионного и пенсионного возраста. Если мы не обновим кадры, то с чем же останемся в итоге?  Хотя с другой стороны, мы приветствуем, когда в образовательное учреждение приходит человек в возрасте, зрелый, и пусть даже не имеющий педагогического образования, но имеющий способности педагога и желающий передавать знания детям,  воспитывать и развивать их через обучение.  Он свои знания удачно применит.  Все приходят увлеченные люди, которые запросто могут учить детей, не имея педагогического образования, им достаточно пройти переподготовку.

Где больше всего не хватает педагогов?

Это сельская территория, ведь наши студенты, обучаясь в столице,  предпочитают в ней и остаться. Чем дальше мы едем вглубь республики, тем больше мы видим дефицит педагогов. Там либо малокомплектные школы, в которых один учитель вынужден совмещать ставки и преподать сразу несколько предметов, либо постоянные вакансии. Но варианты  есть. К примеру, компенсационные выплаты педагогам, работающим в сельской местности. Мы с нетерпением ждем, когда заработают проекты, нацеленные на молодых учителей в сельской местности.

Нет ли причины в несовершенствах управления системой образования и подготовки кадров?

Есть все условия для работы,  казалось бы – заходи и работай, учи, воспитывай. Но слишком много сейчас других компетенций и направлений ложится на систему образования и школы. К тому же родительская общественность не всегда на стороне школы. И школа оказывается беззащитной – у нее очень много обязанностей и не очень много прав. При этом есть родительская общественность, у которой права на первом месте, а обязанности родители помнят не всегда. Но взаимоотношения должны быть гармоничными, а значит, равными. Сейчас наблюдается перекос при наличии всех условий для равновесия.

Может ли студентов и «новичков» пугать вал отчетов?

Действительно, в школах с одной стороны, много отчетов, бумаг и документов. Это правда. Но с другой стороны, есть и информационные системы которые позволяют быстро выстраивать отчеты, а также облегчать «бумажную» часть.  К тому же школа школе рознь. Есть школы, которые четко выстроили работу и сформировали раз и навсегда систему ведения документов. Та же самое и с заседаниями, которыми пугают молодых – это зависит от конкретной школы.  Где-то  они проходят каждый день, но результат не виден, а где-то крайне редко, но  школа при этом очень результативна.

Что вы пожелаете  студентам педвузов?

Желаю в любом случае пойти работать в школу, хотя бы потому, что  попробовать – это лучше, чем не попробовать. Сегодня в школе очень много возможней для самореализации, много конкурсов, где можно получить не только признание, но и средства на развитие своей профессиональной  деятельности. С детьми работать  очень интересно. Невозможного нет, было бы желание.

 


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: