ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Подводные камни инклюзивного образования

Оксана Селькова,  мама ребенка с инвалидностью, имеет высшее педагогическое образование и опыт работы преимущественно в коррекционных образовательных учреждениях. Ведет информационно-просветительскую работу –  группы в ВК Аутизм11, «Журавлик. Республика Коми». сегодня она говорит об инклюзии с читателями проекта “Счастье без барьеров”. 

В многочисленных зарубежных исследованиях, посвященных инклюзивному образованию, говорится, что нет никаких доказательных данных о том, что сегрегационное образование хоть в чем-то бы превосходило инклюзивное, или подтверждений того, что какая-то коррекционная работа не могла бы вестись в условиях инклюзии.

Существует больше доказательств того, что, кроме меньшего размера класса, “ничего особенного нет в системе специального образования”, и что негативные последствия разделения детей-инвалидов от своих сверстников намного перевешивают любые выгоды небольших классов. Кроме того, нахождение в инклюзивных классах не мешает академической успеваемости учащихся, не являющихся инвалидами. Сверстниковое тьюторство приводит к значительному улучшению в правописании, в общественных науках и других академических областях у учеников, как с инвалидностью, так и без нее. Использование графических органайзеров, визуальных расписаний, учебных пособий и компьютерных программ приводит к значительному улучшению результатов по тестам и викторинам у обеих групп учеников. Кроме того, дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, обучающиеся в общих классах, демонстрируют более высокую грамотность, чем ученики, обучающиеся отдельно.

Качественное инклюзивное образование не появляется само по себе. Обучение детей с ограниченными возможностями на общих основаниях, с доступом к общеобразовательной программе требует тщательного планирования и подготовки. Исследования показывают, что директора, ответственные за специальное образование координаторы, учителя, родители и члены общественных организаций должны быть все вовлечены и должны вкладываться для успешного результата инклюзивного обучения. Учителя – и общего и специального образования – должны сотрудничать для создания стратегий обучения и построения сред, которые работают на всех учеников.

Инклюзия начинается в сознании. В нашей стране выросло несколько поколений людей, которые были лишены возможности испытать опыт инаковости, т.к. многие годы, люди с особенностями были сегрегированны. Поэтому стоит ли обвинять окружающих в том, что они испытывают смущение, недопонимание, страх и проявляют невежество по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Только уникальные педагоги в настоящее время имеют инклюзивное сознание. Подавляющему большинству педагогов требуется большая стимуляция, чтобы развить инклюзивное сознание. Самым действенным показателем признания обществом заслуг и значимости работы, является заработная плата. Пока повышающие коэффициенты для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, не будут введены, мотивация педагогов для работы с особыми детьми в общеобразовательном учреждении будет очень низкой.

Сейчас на законодательном уровне закреплены равные права людей с инвалидностью и без нее. Последняя редакция федерального закона «Об образовании» очень прогрессивна. Уже 2 года как введены новые федеральные стандарты образования для детей с ОВЗ. Министерством образования РФ разработаны методические рекомендации. Но сознание людей меняется медленно. Поэтому мы видим, что простое несоблюдение инструкций приводит к проблемам инклюзии детей с ОВЗ в среду общеобразовательной организации.

 


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: