ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Инклюзивное образование: вопросов больше, чем ответов

СМИ о нас: ПО СЛЕДАМ МИНУВШЕЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Хорошая статья от газеты “Республика” и хорошего журналиста Галины Гаевой

Успехи, проблемы и риски в области инклюзивного образования обсудили участники третьей республиканской конференции «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие».

Специалисты, педагоги и директора учебных заведений делились опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подняли и вопросы научно-методического сопровождения педагогов, работающих с детьми-инвалидами, материально-технического оснащения инклюзивного образования, развития ранней помощи, профессиональной подготовки.

В ходе докладов отметили, что в республике есть уже существенные подвижки в этой области. Недавно ухтинская школа №5 вышла на федеральный этап Второго межрегионального конкурса «Фестиваль лучших инклюзивных практик». Первый этап проходил на региональном уровне. Помимо ухтинской школы в список победителей регионального уровня вошли еще сыктывкарские школы №26 и №33. Неплохо налажена работа по обучению студентов с инвалидностью и в Сыктывкарском университете имени Питирима Сорокина.

Но при этом остается еще много проблем, из-за которых большая часть детей с инвалидностью в республике не вовлечена в образовательный процесс и вынуждена сидеть дома. Как отметила модератор мероприятия – председатель КРО ВОИ Маргарита Колпащикова (на фото), нынешняя конференция собрала намного больше участников, чем предыдущие две. Это подтверждает растущий интерес педагогов к теме инклюзивного образования. Однако очевидным минусом является то, что среди собравшихся практически не было тех, от кого зависит реализация в жизнь решений конференции. Из числа муниципальных чиновников и руководителей образовательных учреждений присутствовало всего два начальника управлений образования и несколько директоров. Основными участниками были учителя.

– Значит, муниципалитетам это неинтересно, – считает Маргарита Колпащикова. – Значит, у нас все хорошо и нет вопросов. Но на самом деле они есть, только почему-то вслух почти никто о проблемах не говорит. Доклады в основном были об успехах, о том, что в учреждениях проводятся различные виды восстановительной терапии. Но, к сожалению, это все не про инклюзивное образование. Ведь педагогов больше волнует вопрос: как? Потому что, к сожалению, они пока работают методом проб и ошибок. Хотелось бы, например, услышать, какие возможности есть у нас сегодня, чтобы включить в образовательный процесс ребенка с проблемами зрения, слуха и так далее.

По мнению председателя КРО ВОИ, оборудованные пандусы и помещения в школах еще далеко не решают проблем инклюзивного образования. Потому что ребенку важно не просто попасть в школу, но еще и получить там какие-то знания. А вот с этим уже намного сложнее, так как системная подготовка педагогов отсутствует, каждый действует по наитию, вынужден самостоятельно что-то искать в интернете.

– Ко мне подошла учительница и говорит: «Как я могу научить ребенка, который ничего не слышит и не говорит?» – рассказала Маргарита Колпащикова. – Еще одна участница конференции обратилась ко мне с вопросом: «Должна ли я обязательно научить писать девочку, которая не может держать ручку и писать?» Вот подобным вопросам нужно было посвятить большую часть времени. Педагогам, как воздух, нужны технологии и методики.

Еще одной серьезной проблемой, которую подняли родители детей-инвалидов, является отсутствие подготовленных тьюторов и сопровождающих, без которых ребенок с серьезными нарушениями зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата не сможет посещать школу. Однако озвученная проблема осталась без ответа. Вообще, на пути ребенка-инвалида к образованию столько преград, что сегодня пока только самая активная часть родителей готова их преодолевать. Большая же часть опускает руки и ограничивается просто уходом за ребенком. И судить их за это тоже нельзя, поскольку мамы таких детей зачастую выступают сразу в нескольких ролях – жены, матери, няни, сиделки. И при этом некоторые умудряются еще и работать. По мнению Маргариты Колпащиковой, на уровне региона должна быть создана поддержка таких семей. Семью, где есть ребенок-инвалид, должны сопровождать специалисты – психологи, педагоги-методисты, дефектологи.

Подводя итог, председатель КРО ВОИ отметила, что подобные конференции должны проводиться не раз в два года, а ежегодно. К тому же тема конференции должна быть более узкой и в то же время емкой: на обсуждение необходимо выносить какую-то одну тему, но проработать ее основательно. Обязательно должен быть представлен положительный опыт с раскладом отработанных успешных технологий. Кроме того, обязательным условием успешного включения ребенка-инвалида в образовательный процесс является подготовка школы к приходу этого ребенка. А для этого, как уже неоднократно говорилось на прежних конференциях, необходима разработка специального реестра потребностей ребенка.

– Во многих муниципалитетах до сих пор не приступили к созданию таких реестров, – говорит Маргарита Колпащикова. – Но ведь необходимо заранее, до прихода ребенка в школу, знать, что ему надо. Потому что за пять минут вы не сможете создать ему условия. И в итоге получается, что учитель должен разрываться между целым классом и одним ребенком. Но сидение ребенка-инвалида в классе – это не инклюзия, он должен там получать знания. Мне бы очень хотелось, чтобы в обществе изменилось отношение к этому вопросу, чтобы мы не из жалости делали что-то для детей с инвалидностью, а потому что это надо.

Галина ГАЕВА

Фото vk.com/komivoi


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: