ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Автор — Екатерина Данилова, председатель ассоциации «Журавлик»

В настоящее время государственная политика направлена на улучшение качества образования, воспитания и жизни детей с инвалидностью и ОВЗ: существует нормативно-правовая база, содействующая развитию и лучшему качеству жизни детей с инвалидностью. Однако, на практике, а тем более в отдаленных регионах, всё далеко от идеального исполнения и Закона об образовании и применения ФГОС для детей с ОВЗ: и учителя, и родители, и дети ежедневно сталкиваются с проблемами в получении качественного образования.
Будучи председателем Коми Республиканской Ассоциации семей, имеющих детей с инвалидностью «Журавлик», тифлопедагогом и тифлопсихологом, а также ведущей Уроков по пониманию инвалидности, у меня имеется опыт ежедневного и непосредственного общения с родителями детей с инвалидностью и ОВЗ. Следовательно, на сегодняшний день существуют следующие проблемы и мнения родителей к инклюзивному образованию:


Во-первых, Коми является отдаленным северным регионом России и все новейшие идеи, и технологии в обучении доходят позже, чем в центральную Россию. Замедленное внедрение инклюзии также связано с психологическими и поведенческими особенностями северных народов, которые очень терпимы, менее эмоциональны и спокойно переносят все тяготы и суровость северного климата. Конечно, на помощь идет интернет и телевидение, которые, в свою очередь доносят до родителей практики и опыт инклюзивного образования в России и в мире. Однако, несмотря на это, знания родителей об инклюзивном образовании весьма неглубокие. И здесь, мы, как общественная организация, естественно ведем работу по просвещению родителей в области инклюзивного образования, передаем международный и российский опыт, разъясняем все плюсы инклюзии.
Однако, у родителей, тем не менее, возникают страхи, которые понятны и логичны. В связи с этим, родителей можно подразделить на несколько категорий:
1) Родители, которые категорически не принимают идею инклюзии, т.к. понимают, что ни школа, ни педагоги, ни дети не готовы к принятию особых детей в общем классе. К сожалению, этим родителям удобнее держать ребенка дома в полной изоляции от внешнего мира на индивидуальном обучении. Им это экономически выгоднее: не нужно покупать школьную и спортивную форму, обувь, рюкзак. Учителя приходят на дом. Не нужно думать о том, как отвезти и привезти ребенка в школу.
2) Родители, которые принимают инклюзию, но не верят в ее исполнение в республике Коми, по крайней мере, в ближайшие годы.
3) Родители, которые и принимают идею инклюзии и готовы действовать для ее внедрения в республике Коми. Данная категория родителей, понимает, что они являются первопроходцами в инклюзии в регионе. Они знают и понимают, как им будет сложно, но, тем не менее, готовы бороться с системой для успешного обучения их особых детей.
В данной категории есть родители, которые пытаются бороться за инклюзию и качественное образование детей с помощью «силовых» мер: скандалы, обвинения, жалобы, заявления в прокуратуру, суд. Эти родители, когда впервые сталкиваются с проблемами образования, просто не понимают, почему так происходит: Почему закон и вся нормативно-правовая база есть, а обучения нет. Следовательно, от безысходности и незнания как решить проблему, они решают действовать в одиночку и при помощи деструктивных методов.
Наша общественная организация «Журавлик» занимается продвижением инклюзивного образования другими способами:
— Проведение уроков по пониманию инвалидности в школах республики;
— проведение конференций, семинаров, тренингов для учителей и родителей по инклюзивному образованию;
— Участие во Всероссийской неделе инклюзивного образования в республике Коми;
— Организация встреч и круглых столов с представителями школ, специалистов ПМПК и МСЭ, работников Управления образования;
— Проведение акций и флешмобов;
— Приглашение на вебинары РООИ «Перспектива» об инклюзивном образовании;
— Трансляция успешного опыта инклюзивного образования;
— Методическая и информационная помощь от родителей педагогам, которые впервые столкнулись с особыми детьми;
— Проведение «Эхо кинофестиваля «Кино без барьеров», организованное РООИ «Перспектива».
Мы считаем, что внедрение инклюзивного образования должно проходить в положительном и конструктивном ключе. Нельзя обвинять ни педагогов, ни директоров, ни детей, что они ничего не делают для того, чтобы ребенок с инвалидностью и ОВЗ учился наравне с остальными школьниками. Напротив, надо понимать, что педагогам, в первую очередь, необходима помощь и понимание от родителей.
В качестве примера, рассмотрим положительный опыт внедрения инклюзивного образования в МАОУ СОШ №18 г.Сыктывкара республики Коми. Будучи участником Национальной Коалиции «Образование для всех», я хорошо осведомлена о практиках инклюзивного образования в России, однако, не сталкивалась с успешной практикой инклюзии именно незрячих детей. Единственный опыт успешной инклюзии незрячих я наблюдала в г.Чикаго (США), где в общеобразовательной школе, совершенно без проблем, обучаются около 15% незрячих школьников. Естественно, в школе созданы все условия: ресурсный кабинет со всем необходимым тифлотехническим оборудованием и средствами, библиотека учебников по Брайлю, печатные и рельефные графические пособия, доступная среда для незрячих и слабовидящих в здании школы, специалисты ресурсного центра, осуществляющие ежедневную работу посредника между учителем и учеником. Познакомившись с этим опытом, и, воочию убедившись, что такую сложную категорию как незрячие, тоже можно обучать инклюзивно, я с полной уверенностью отдала свою незрячую дочку не в интернат для незрячих в отдаленный от республики г.Липецк, а в общеобразовательную школу №18, где, на тот момент, 2 года назад, уже обучались трое незрячих детей, но на индивидуальном обучении.
Познакомившись с педагогами и со школой, первым делом, я сказала, что хотела бы, чтобы мой ребенок не только обучался индивидуально, но и посещал общий класс. Тьютора, естественно, мне никто выделять не собирался, хотя он и прописан в рекомендациях ПМПК, поэтому тьютором стала сама (благо, есть удостоверение о повышении квалификации АНМЦ «Развитие и коррекция»). До посещения класса вместе с дочкой, я провела цикл классных часов «Уроки по пониманию инвалидности» для ее одноклассников. Данные уроки очень помогли, подготовили и класс, и учителя. А дальше уже всё пошло как по маслу: дети каждый раз радовались приходу нас с Таней, просили прибор для письма по Брайлю, чтобы пописать на нем, учитель не боялся, т.к. знал, как работать в общем классе с особым ребенком. Я всегда разговариваю с учителями и объясняю, какие средства обучения можно использовать на том или ином этапе урока с незрячим ребенком.
Остальные родители незрячих детей, глядя на мой опыт, тоже перестали бояться и стали водить своих детей в общий класс. Тем самым, дети общаются со сверстниками, понимают культуру поведения в классе и соблюдают дисциплину. Конечно, есть проблемы, т.к. темп работы незрячих намного ниже, чем у нормальновидящих, но на это и существует тьютор, который адаптирует материал учителя под ребенка. Лично для меня, на тех уроках, которые мы посещаем с дочкой к общем классе, важнее не знания, приобретенные на уроках, а то, что ребенок сидит за партой не один и не один на один с учителем, а с одноклассником; то, что учитель ей не разжевывает материал и не ждет именно ее ответа, а ей самой надо обрабатывать материал, поднимать вовремя руку и отвечать при всем классе. Ввиду индивидуального обучения у детей складывается замедленный темп работы из-за отсутствия конкуренции, а на инклюзивных уроках этот недостаток преодолевается. Ребенок видит, как работают другие дети, и пытается не отставать от них.
У родителей незрячих детей всегда в голове дилемма – как обучать ребенка: то ли сдать в специализированный интернат, то ли на индивидуальном и дистанционном обучении, то ли инклюзивно. Для меня и для нескольких семей г.Сыктывкара, где есть незрячие дети, это вопрос решен в пользу инклюзии, хотя мы и сочетаем разные формы обучения: это и инклюзивное, и дистанционное, и индивидуальное, но в помещении школы, а не на дому. Я считаю, что очень важно, чтобы ребенок именно ходил в школу, даже на индивидуальные занятия. Это их очень дисциплинирует, организует, и держит в тонусе и детей и родителей. Это также какое-никакое, но общение с внешним миром.
И самое важное в инклюзивном обучении это то, что семья остается семьей. Для меня отправить ребенка в интернат, даже с благими намерениями, это все равно, что отказаться от ребенка. И этот путь очень простой для родителя. Инклюзивный путь намного сложнее для родителей, по крайней мере на нынешнем этапе его развития в России. Все тяготы организации качественного обучения ложатся именно на родителей. Будем надеяться, что будет появляться больше активных и грамотных родителей, готовых продвигать идеи инклюзивного образования и, хотя это и очень тяжело, быть первопроходцами в этом. Кто, если не мы!

Контакты ассоциации Журавлик — https://vk.com/zhuravlik11


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: