ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Маргарита Колпащикова: «Задача нашей организации сегодня – идти в семьи»

Авторы: Елена Грибченкова, Татьяна Насибулина, специалисты КРИРОиПК

Какие изменения произошли в республике за последнее время в сфере инклюзивного образования (или пока все-таки интегративного образования)? Изменилось ли отношение общественности к проблемам детей с ОВЗ и инвалидностью? Об этом – в интервью с председателем КРО ВОИ Маргаритой Колпащиковой.

Маргарита Михайловна, насколько Республика Коми приблизилась к внедрению инклюзивного образования?  

Для нашей республики инклюзивное образование пока ещё где-то там, впереди. Хочу сказать, что самое главное сегодня – это изменение отношения не только общества, но и педагогического сообщества к принятию инклюзии. Ещё буквально лет десять назад слово инклюзия всех пугало, потому что не было понимания, как работать со сложными детьми, которых нужно будет учить. И сейчас понимание инклюзии есть не до конца, поэтому до сих пор есть страх и у родителей и у педагогов. Самая главная сейчас задача – пропитать педагогов идеей инклюзии, показать, что это такое. Они не должны бояться, что вдруг неожиданно к ним в класс закинут детей с инвалидностью: что хочешь, то и делай. Они должны знать, что им будет оказана поддержка, помощь, и не только теоретическая, но и профессионалов: это и сопровождение, это и тьютеры, и ассистенты. Нам предстоит много работы. Я считаю, что именно мы можем, как эксперты, как потребители услуг, доносить до всех понимание инклюзии. Мы должны объединить усилия для изменения ситуации. Нам еще предстоит сделать очень многое,  и не только по физической доступности.

Что необходимо сделать в ближайшее время чтобы ситуация изменилась к лучшему?

На встрече с начальником Управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар» Ольгой Юрьевной Бригидой родилась идея создать ресурсный центр по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в Сыктывкаре. Мне кажется, это должен быть некий ресурсный центр для всего муниципалитета. Через этот центр можем работать и мы, оказывать содействие и помощь не только нашими «Уроками доброты», не только кинопоказами, но и налаживанием партнерских отношений с родительскими организациями. Это очень важно. Педагоги должны быть на одной волне с родителями. Здесь мы должны играть главную роль, должны содействовать объединению общественности и педагогического сообщества. И, конечно, мы не снимаем с себя тех обязательств, которые взяли: организация таких мероприятий, как конференция. Надеемся, что и на следующий год она состоится. Посмотрим, что за это время получилось.

Какие основные проблемы, на Ваш взгляд, есть у семей, воспитывающих детей с инвалидностью?

На данный момент социальный портрет даже не размытый, а убогий. Поэтому свое выступление на конференции я назвала «Социальное самочувствие семей, воспитывающих детей с инвалидностью». И меня радует, что сегодня есть очень активная группа родителей детей с инвалидностью, особенно детей с аутизмом, которая разрушает существующие стереотипы таких семьи. Очень многие считают, что если это семья с ребенком-инвалидом, то это обязательно неблагополучная семья. И это не их вина, преимущественно все так думают.

Мне кажется, что перед всеми стоит задача – показывать эти семьи, рассказывать успешные истории. В начале июля мы провели летний лагерь для детей с инвалидностью. В течении пяти дней мы были все вместе и родители, и дети. Собрано большое количество успешных историй, которые выставляем, показываем, рассказываем, для того чтобы люди читали и понимали, какие на самом деле это семьи.

Где можно познакомиться с этими успешными историями?

Это наш сайт, это наша страничка в интернете «Мы рядом: Счастье без барьеров»:  http://myryadom.ru/.  Здесь мы постоянно рассказываем про такие успешные истории.

И я бы не делала упор только на узкий круг специалистов, я считаю, что наша задача – это работа в целом с общественностью. Окружающие люди должны изменить свое отношение к инвалидности и к инвалидам.

Мы знаем, что Ваша организация проводит «Уроки доброты». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих уроках.

Это мой любимый проект. Я была в группе первых подготовленных региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» ведущих в республике. Это был 1998 год, и я тоже переживала: надо было раскрепоститься, надо было, чтобы ушли собственные комплексы. На следующий год в октябре проекту будет уже 20 лет, я его безумно обожаю, потому что очень люблю работать с маленькими детьми. Старшие классы – это другая история, там другие ребята нужны. А вот работа с маленькими детьми, это для меня счастье. «Уроки доброты» должны быть всегда, потому что люди с инвалидностью никогда не исчезнут.

Когда дети живут и вокруг них нет людей с инвалидностью, они все равно смотрят на тебя как на белую ворону. И, придя в школу, для них может быть шоком, что рядом с ними есть человек, который не говорит или не видит, или еще в чем-то отличается. Вот поэтому «Уроки доброты» обязательно должны быть. Их должны проходить все абсолютно: и дети, и педагоги, и все сотрудники учебных заведений. Когда мне говорят, что «Уроки доброты» проводят социальные работники или педагоги, я с этим не соглашаюсь. Не потому что они проведут плохо, а потому что у нас разное понимание инвалидности. Наша задача – говорить о том, что все дети разные, но равны, все дети должны учиться вместе. Мы говорим о различиях всех детей в классе. А когда эти уроки ведут педагоги или социальные работники, они в основном делают упор на то, что эти люди нуждаются в помощи, поддержке, милосердии, сострадании. Это, конечно, должно быть, но не во главе угла. Надо принимать человека таким, какой он есть. Когда мы приходим в классы, мы говорим: «Вот смотрите, у нас две девочки. Они одинаковы? Нет? А чем они отличаются?» И начинается: одна беленькая, другая темненькая, одна в очках, другая без, одна толстенькая, другая худенькая… Разные? Да, разные. Так и у нас: я на коляске, кому-то трудно стоять, у кого-то нет рук и (или) ног, но и они справляются со всем на все сто. Дети очень быстро это принимают и уже не реагируют на таких детей.

Расскажите о ваших действующих проектах, к которым могли бы подключиться педагоги республики.

Мы, очень много ездим по городам и районам, проводим дни открытых дверей: рассказываем, что такое общественная организация инвалидов, устраиваем кинопоказы, проводим мастер-классы. Планируем на следующий год проехать по всем городам и районам. Будем проводить мастер-классы «Спорт вместе. По-настоящему!» не для одной школы, а собирать всех учителей физкультуры, чтобы показать, как можно работать на уроках, независимо, есть в классе дети-инвалиды или нет. Это интересно всем. Уже в течение 13 лет реализуется еще один наш проект – это кинофестиваль «Кино без барьеров». Показываем фильмы с международных фестивалей «Кино без барьеров», который проводят наши партнёры РООИ «Перспектива». Мы участвуем с самого первого фестиваля. Это реальное изменение общественного мнения.

Как Вам кажется, насколько активно действует волонтерское движение в Республике Коми по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью?

Волонтерство для меня очень больная тема. Я здесь все время выгляжу немножко как белая ворона, потому что считаю, что волонтерство в Республике Коми не развито. Проводя свои мероприятия и раскидывая информацию о приглашении к участию волонтёров, я не помню, чтобы были желающие. Они не приходили сами, их направляли, обязывали. Это не волонтерское движение, пусть на меня все обижаются.

Какое направление в развитии инклюзии является наиболее продуктивным, на Ваш взгляд?

Я поняла, всего лишь три года назад, что все можно изменить в жизни людей с инвалидностью, если мы придем в их семью. Потому что все идёт из семьи. Особенно там, где ребенок родился или стал инвалидом в раннем возрасте. Если мы не изменим родителей – ничего мы не изменим. Этот иждивенческий настрой: «Мне все должны»… Поэтому задача нашей организации сегодня – идти в семьи. Идти и менять родителей. Менять мам в первую очередь, потому что «я лучше его покормлю, чем он будет грязный» или «я его не поведу в школу, потому что ему надо костюм покупать» – этого не должно быть. Наша задача сегодня – это работа с семьями, с родителями. Помочь мамам, которые чувствуют себя глубоко несчастными, обиженными, забытыми всеми – и богом, и мужем, и всеми на свете. И все ей должны, и никто ей ничего не делает. Вот где надо идти и менять. Тогда дети будут другими, тогда инвалиды будут другими. И у нас уже есть первые успехи. Когда мы провели тренинги «Я мама особого ребенка» в нескольких городах и районах, мамы начали на себя по-другому смотреть.

Очень хочется, чтобы и у нас заработала программа сопровождения семей, где есть особые дети. От этого будет всем хорошо. Только вместе, объединив усилия, мы сможем изменить ситуацию!

Спасибо.


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: