Еще раз про инклюзию
Автор – Татьяна Казаринова, специалист КРО ВОИ, координатор проектов по инклюзии
Опыт чего-либо приходит со временем… Для меня слово «инклюзия» было новым, как в отношении теории, так и в отношении практики. Познакомиться с инклюзивными школами мне довелось в Москве, когда я посетила ГБОУ школа №1321 «Ковчег».
Школа «Ковчег» – инклюзивная в самом полном смысле этого понятия. Здесь не просто вместе обучаются дети с инвалидностью, с особенностями развития и без, здесь школа адаптируется под потребности каждого конкретного ученика, практикуя индивидуальный подход к каждому. Эта школа является победителями многих конкурсов, была лауреатом II степени конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Я даже и не представляла, что в нашей стране могут быть такие школы, где есть и зоны возле школы для прогулок и отдыха, и зона, где можно пообщаться с животными, и даже покататься на лошадях. В самой школе есть и доступная среда, то есть беспрепятственный доступ в здание и в помещения. В коридорах на стенах расположены картины и поделки – творчество детей, которые здесь обучаются. Есть и ресурсные классы, где ребята смогут отдохнуть на переменах и во время урока. Заметно, что во все это вложено много сил и заботы родителей. Словом, в этой школе все дети, с инвалидностью и без, вовлечены в общий процесс обучения и воспитания, получают образование и становятся полноценными членами общества.
В Республике Коми мне довелось посетить в Сыктывкаре МАОУ СОШ№26 и в Ухте МАОУ СОШ №16. Школы стремятся быть инклюзивными, уже установлены пандусы на входе, и учатся в данных школах дети с инвалидностью. Возможность попасть в классы наравне с обычными детьми определяется возможностями школ. Если родитель желает, чтобы его ребёнок обучался в обычной школе, он должен обратиться с заявлением в школу, закрепленную за вашим домом. И когда в школе появляется такой ученик, должны появиться и технические условия, и специальные программы обучения.
Что нужно сделать в Сыктывкаре, чтобы каждый особый ребенок посещал школу? Это в первую очередь: не прятаться вместе с ним дома, не изолироваться, не отстраняться. В первую очередь, родитель особого ребенка должен понять, что Его ребенок может и имеет право учиться наравне со всеми, получать образование и вести полноценный образ жизни. В общей школе дети с особыми потребностями адаптируются к жизни лучше, чем в специализированных учреждениях. Посещать общеобразовательные школы должны все дети, не зависимо от того, есть ли у них инвалидность или нет. И родители должны понять, что им не могут и не должны отказать в посещении общеобразовательной школы.