Ольга Котова: «Придите на уроки инклюзивного спорта, и вы увидите, как дети визжат от восторга!»
В Коми приезжала Ольга Котова, руководитель спортивного отдела РООИ Перспектива (г. Москва). Ольга курирует проект, который реализуется в нашей республике в пяти школах – «Спорт вместе. По-настоящему!». Это интервью – подробное и популярное разъяснение как идеи проекта, так и принципов инклюзивного образования.
Ольга, для чего создан проект «Спорт вместе. По-настоящему!»?
Задача проекта «Спорт вместе. По-настоящему!» – полное включение детей с инвалидностью в занятия спортом, в том числе, и в инклюзивные занятия спортом в общеобразовательных школах. Поскольку у нас в стране наконец-то приняли закон о дискриминации по признаку инвалидности и закон об образовании, появилось понимание о том, что такое права людей с инвалидностью. Теперь, приходя в общеобразовательную школу, ребенок имеет полное право на обеспечение физкультурой и спортом. Раньше при наличии инвалидности у него вообще не было возможности учиться в школе. Сейчас, даже если дети приходят в школу с ментальной инвалидностью, им обязаны предоставить образовательную услугу. Но если предметные учителя по основным предметам, таким как физика, история, литература, примерно начинают адаптировать свои учебные занятия под особые потребности детей, то учитель физкультуры пока еще мало что понимает. В большинстве случаев учитель физкультуры не знает, что делать с ребенком с инвалидностью. В то же время родители просто берут справку у врача об освобождении от физкультуры и думают, что нашли выход и сделали для ребенка лучше. Да! Законодательно родители имеют право так поступить. Но будет ли так лучше – большой вопрос… А ведь у родителей есть выбор. Сейчас, даже если ребенок использует коляску электронного типа, с подголовником, он все равно имеет право на занятия физкультурой и вообще на образование.
Главная наша задача – показать новые виды спорта. Дать поиграть детям без инвалидности, сидя на коляске, в баскетбол. Как я видела много раз, дети от этого в восторге, потому им это нравится, они используют коляску не как средство передвижения, а как инвентарь. Дети зачастую инвалидность не воспринимают, как нечто плохое, у них отсутствуют стереотипы, которые есть у взрослых.
Как с обеспечением уроками физкультуры обстоят дела в Коми?
Если говорить о Коми, то здесь уже второй год реализуется проект «Спорт вместе. По-настоящему!» при поддержке компании «Мегафон» и совместно с КРО ВОИ. В проект включены 4 школы в Сыктывкаре и 1 в Удорском районе. Цель моей поездки в Коми – увидеть, как работают учителя физкультуры и доказать близлежащим сельским поселениям, насколько реально включение ребенка с инвалидностью в школьные занятия. Педагоги, которые работают в Удорском районе, приезжали в Москву и прошли полное обучение по работе в проекте. Они посещали большой практикум в Сыктывкаре и используют полученные знания и навыки. В районе сформирована группа родителей и детей, и они отлично работают в инклюзивной среде. Они получили оборудование, благодаря которому в школе района появилось много новых видов спорта. Задача – показать, что даже в настолько отдаленной местности, в регионе, далеко отстоящем от Москвы, можно организовывать инклюзивные занятия спортом и физкультурой. Все работает, достаточно получить знания и навыки работы.
Готовы ли школы к инклюзивному спорту?
Что касается Коми и нашего проекта, то Удорский район Коми можно смело назвать показательным. Таких отдаленных от Москвы районов и таких отдаленных сельских поселений в проекте пока не много. Но могу привести в пример республику Саха (Якутия). Там центральной площадкой является город Якутск, но есть площадка в 100 километрах от него, где в школе проводятся уроки инклюзивного спорта. Опыт вашего Удорского района – уникален. Потому что раньше мы ограничивались примерами того, как это получается в Москве. А теперь можем показать, что и в отдаленном поселке, где совершенно другие экономические и климатические условия, тоже может получаться и – хорошо! И могу сказать, что в основе успеха лежат не оборудование, не инвентарь и не деньги, а только люди, их талант, знания, навыки. И, конечно, отношение к делу.
Как относятся учителя к такой своеобразной дополнительной нагрузке?
Есть такой стереотип, что существуют отдельные виды спорта для детей без инвалидности и отдельные виды спорта для людей с инвалидностью. И по-другому никак. Но на самом деле, существуют такие виды спорта, которыми могут заниматься все. Использование именно этих видов спорта позволяет составлять уроки инклюзивного спорта. Понимания со стороны учителей физкультуры пока еще нет, но оно придет. Тем более, что предоставление программы по инклюзивному спорту уже не зависит от желания учителя. Сейчас инклюзивное образование закреплено законом. Можно сколько угодно говорить о мотивации педагога, о его увлеченности инклюзией, но как работник образовательного учреждения, учитель физкультуры сейчас обязан сформировать программу обучения. Обязан! Опыт показывает, что зачастую незаинтересованность учителя исходит из отсутствия информации о том, как можно и нужно работать. Наша задача – показать, какие есть варианты обучения, и дать возможность принять участие в паралимпийских видах спорта детям с инвалидностью и без. Придите на уроки инклюзивного спорта, и вы увидите, как дети визжат от восторга! С детьми проще, чем со взрослыми. У детей отсутствуют стереотипы по поводу инвалидности до тех пор, пока взрослый не скажет, что инвалидность это плохо. У учителей существует стереотип, что разработаны специальные методики, готовые схемы и шаблоны, касающиеся того, как включать ребенка с инвалидностью в спортивные занятия. На самом деле, это не так. Каждый ребенок, имеющий инвалидность – индивидуален, он имеет свои особенности. Учителя старой школы работают по старинке – есть программа, и я по ней работаю. Но большинство учителей в Москве сейчас хотят разрабатывать именно свои программы и делать что-то свое. Учителя забывают, что есть возможность создания индивидуальной программы. Приведу в пример работу на проекте: Дмитрий Владимирович Бесполов, учитель физкультуры Московской школы разработал индивидуальную программу и работает с ребятами с тяжелейшей формой инвалидности. И его ученики весьма успешны. Кто-то стал профессиональным спортсменом. Кто-то учителем физкультуры. Дмитрий Владимирович никого не спрашивает, как работать, и при этом у него на уроках работают все. Есть такой стереотип, что учителю должны выдать какие-то методики, программы. Но хочу сказать, что все дети разные, к каждому нужен свой подход, не зависимо от наличия или отсутствия инвалидности. Так что общая программа, если даже и появится, то, скорее всего, для одного ребенка она будет работать, а для другого нет. Как нет одинаковых людей, так и нет одинаковых подходов. Есть принципы инклюзии, которые созданы методом проб и ошибок, и вот они – универсальны. А во всем остальном нужно постоянно менять и улучшать модель работы, разговаривать со спортсменами, с опытными педагогами, с людьми с инвалидностью. А вообще, опыт показывает, что в небольших районах и населенных пунктах инклюзивный спорт вводить проще, развивать быстрее, так как ребята знают друг друга.
Какие основные результаты работы проекта «Спорт вместе. По-настоящему!» можно наблюдать в Коми?
Самое главное – дети начали заниматься спортом. Еще: наконец-то Министерство образования Коми узнало, что и управленцы что-то должны делать. Кроме того, мы узнали, что есть, оказывается, в Коми дети с инвалидностью, которые хотят учиться в обычной общеобразовательной школе. Здесь обнаружилось сообщество активных родителей. Или вот конкретный пример – ребенку до 12 лет не показывали мяч. А зачем ему мяч, если ручки не работают? А тут он впервые потрогал мяч, и теперь он заряжает других детей, показывая как этим мячиком нужно работать. Вот это, наверное, первые итоги проекта.
Куда будет дальше развиваться идея инклюзивного спорта?
Мы получили гранд от международной футбольной ассоциации FIFA на инклюзивное занятие футболом. Проект будет называться «Футбол во имя надежды». На этих занятиях сформируют команды ребят с инвалидностью и без для проведения игровой практики, для обрабатывания ударов и так далее. Связать футбол с инклюзией было не сложно. Надо сказать, что существует несколько видов футбола, в том числе есть и виды, в которых могут принимать участие люди с инвалидностью, как паралимпийские, так не паралимпийские. Просто многие люди об этом еще не знают. В этом проекте будут работать профессиональные спортсмены, которые будут мотивировать и поддерживать. Мы их называем менторы. Профессиональные спортсмены, как с инвалидностью, так и без инвалидности, вовсе не обязательно должны быть звездами мировой величины. Достаточно того, что это будут представители местных спортивных клубов, чьи имена известны в регионе или в городе. Это может быть профессиональный спортсмен, который выступал много лет назад, а он сейчас ветеран спорта. Эти люди будут рассказывать о том, как они пришли в спорт, как развивалась спортивная карьера, как складывалась судьба, закалялся характер, что дал спорт. Все это будет мотивировать ребят попробовать себя в спорте. Я уверена, что в Коми «Футбол надежды» будет иметь и популярность, и должный социальный эффект. А вообще я очень рада многолетнему сотрудничеству с КРО ВОИ. Мы очень надеемся, что этот проект со спортом будет развиваться дальше. Я желаю вам больше новых хороших проектов, связанных не только с инклюзивным спортом.
Спасибо