ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Итоги конференции: необходимо способствовать продвижению идей инклюзивного образования

Весной 2017-го года в Сыктывкаре проводилась республиканская  конференция «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие».  Подготовлена и утверждена резолюция по итогам. Всем, кто интересуется инклюзией, мы предлагаем ознакомиться  с  содержанием этого документа. 

РЕЗОЛЮЦИЯ

участников Конференции

«Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие»

16 мая 2017 года, г. Сыктывкар

 

Организаторы конференции:

Правительство Республики Коми,

Коми республиканская организация Всероссийского общества инвалидов

 

Участие в работе конференции приняли более 200 человек — руководители министерств и ведомств, педагоги, психологи специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ, а также представители общественных и неправительственных организаций, решающие проблемы инклюзивного образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями, представители СМИ.

Участники конференции отмечают своевременность и актуальность привлечения внимания органов власти, профессионального и родительского сообщества, общественности к проблеме развития и продвижения инклюзивных процессов в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.

В ходе обсуждения широкого круга вопросов по организации инклюзивного образования на территории Республики Коми отмечены положительные тенденции:

  • в регионе создана и успешно работает система специального (коррекционного) образования;
  • в муниципальных районах и городских округах действует система психолого-медико-педагогических комиссий;
  • есть опыт образовательных учреждений по введению инклюзивного образования.

 

Вместе с тем участники конференции обратили внимание:

  • на важность построения правового пространства, в котором могут эффективно решаться вопросы обеспечения равного, доступного, качественного образования для всех детей, необходимость комплексного системного подхода в решении проблем построения инклюзивной образовательной вертикали – от включения в образовательную среду детей раннего возраста до получения среднего специального и высшего образования студентами с инвалидностью и ОВЗ, недостаточный уровень региональной нормативно-правовой базы для организации и продвижения инклюзивного образования;
  • на приоритетное значение создания в системе образования Республики Коми сети ресурсных центров по сопровождению инклюзивных процессов, подготовки специалистов нового типа, способных адресно реализовывать гуманистические направления развития самого инклюзивного образования;
  • на отсутствие нормативов финансирования инклюзивного образования в условиях образовательных организаций (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации среднего профессионального образования) детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • на проблемы в системе подготовки и переподготовки педагогов для образовательных организаций программ по инклюзивному образованию.

 

Участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений практической реализации задач дальнейшего развития инклюзивного образования, и выработали следующие рекомендации по развитию, продвижению и сопровождению инклюзивного образования на всей территории Коми.

Правительству Республики Коми:

  • Учредить координационный совет по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями, в т.ч. по инклюзии при Главе Республики Коми.
  • Обеспечить создание эффективных и реально действующих механизмов межведомственного взаимодействия для решения как образовательных, так и организационных вопросов, направленных на улучшение качества образования, здоровья и социального обеспечения жизни детей с ОВЗ и их семей.
  • Разработать меры поддержки инициатив гражданских институтов (ассоциаций родителей, общественных организаций, национальных общин и т.п.) по развитию инклюзивного образования.

Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми:

  • Обеспечить разработку нормативно-правовых актов, регламентирующих финансирование и организацию деятельности образовательных учреждений инклюзивного типа.
  • Пересмотреть нормативы финансирования инклюзивного образования в условиях образовательных организаций детей-инвалидов и детей с ОВЗ (с учетом затрат на создание условий, обеспечение образовательного процесса, с учетом нозологии: ОВЗ – коэффициент 2; задержка психического развития — коэффициент 2; нарушения зрения – коэффициент 4; нарушения слуха — коэффициент 4; нарушения опорно-двигательного аппарата — коэффициент 6; расстройства аутистического спектра — коэффициент 8; статус ребенка-инвалида — коэффициент 4).
  • Разработать план поэтапного введения инклюзивного образования в Республике Коми.
  • Создать сеть ресурсных центров во взаимодействии с Центральной психолого-медико-педагогической комиссией Республики Коми, способных обеспечить методическое, кадровое и организационное сопровождение инклюзивных образовательных учреждений, современный уровень развития инклюзивных процессов в целом.
  • Создать республиканский ресурсный центр по сопровождению детей-инвалидов, детей с ОВЗ, в т.ч. с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
  • Подготовить и направить предложения по уточнению квалификационных требований по специальности «тьютор» в части требований к уровню образования

Совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми

  • Создать республиканский реестр детей-инвалидов с 3 лет в разрезе муниципальных образований с мониторингом потребностей детей и последующей перспективой выстраивания образовательного маршрута.

Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Коми, территориальным психолого-медико-педагогическим комиссиям Республики Коми:

  • С целью определения проблем и перспектив развития инклюзивного образования осуществлять ежегодный анализ деятельности территориальных ПМПК в муниципальных территориях региона.

Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования», федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», государственному профессиональному образовательному учреждению «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»:

  • Организовать профессиональную подготовку и переподготовку тьюторов и специалистов по социальному сопровождению, ассистентов, в том числе организация образовательных онлайн курсов по сопровождению и обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  • Разработать систему повышения квалификации и переподготовки для разных категорий педагогических работников с целью подготовки специалистов, реализующих образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов на различных уровнях инклюзивной образовательной вертикали.
  • Активизировать работу по подготовке и изданию методических материалов по актуальным вопросам организации инклюзивного образования.
  • Создать банк лучших практик инклюзивного образования на образовательном портале Республики Коми «Открытое образование Республики Коми».
  • Организовать консультирование участников образовательных отношений по актуальным вопросам инклюзивного образования, в том числе и онлайн.
  • Использовать разнообразные формы научно-методической и информационной помощи образовательным организациям по вопросам организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам на различных уровнях образовательной вертикали.

Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:

  • В полной мере использовать потенциал специальных коррекционных учреждений для реализации практических занятий и трансляции опыта педагогической работы с различными категориями детей, подростками и молодежью для оказания методической помощи образовательным учреждениям, реализующим различные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  • Активизировать деятельность муниципальных служб по сопровождению образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование.
  • Организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений по вопросам инклюзивного образования на подведомственной территории с выделением базовых (опорных) образовательных организаций.
  • Рассмотреть возможность создания ресурсных центров по организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  • Обеспечить создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных учреждениях всей образовательной вертикали.

Профессиональному сообществу

  • Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в среде специалистов образования.
  • Содействовать конструктивному сотрудничеству специалистов с общественными организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, тесному взаимодействию с общественными и родительскими ассоциациями на условиях позитивного партнерства.

Участники конференции выражают благодарность организаторам за предоставленную возможность принять участие в диалоге о проблемах и перспективах развития инклюзивного образования. Мы рассматриваем сегодняшнее мероприятие как еще один шаг профессионального сообщества навстречу решению проблем инклюзивного образования в Республике Коми.

 

 


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: