Итоги конференции “Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие”
В Сыктывкаре обсудили проблемы инклюзивного образования. Участие приняли 236 участников из 15 муниципальных образований Республики Коми. Организатор КРО ВОИ
В рамках программы конференции прошло пленарное заседание и дискуссионные площадки по следующим направлениям:
- Практическая реализация инклюзивного образования в Республике Коми (90 участников, 15 выступающих)
- Обеспеченность кадровыми ресурсами инклюзивного образования(58 участников, 13 выступающих)
- Повышение эффективности социального партнерства в области инклюзивного образования(54 участника, 10 выступающих)
Конференция собрала неожиданно много участников – более 230 человек. Самые разные стороны заинтересовались темой инклюзии – родители, педагоги, психологи, чиновники от образования, представители школьной администрации, депутаты Государственного Совета Коми, уполномоченные по правам ребёнка и человека, представители различных общественных организаций. Тема волновала многих и, поскольку выступить на конференции мог каждый, впервые в полный голос было услышано родительское сообщество. Родители высказали свои «за» и «против» по поводу инклюзии, озвучили свое мнение о том, как должна быть построена система инклюзивного образования, а также назвали причины, тормозящие ее развитие.
Конференция, организованная общественниками, проходила при поддержке правительства Коми. Власти взяли на себя решение большинства организационных вопросов. Приветствия в адрес конференции прозвучали от депутата Государственной думы, члена Центрального штаба ОНФ Ольги Савастьяновой, заместителя Председателя Правительства Республики Коми – министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Натальи Михальченковой, уполномоченных по правам ребёнка Нэлли Струтинской и правам человека Надежды Быковской.
Следует отметить, что докладчики не столкнулись с противоречиями или противоположными оценками ситуации, связанной с развитием системы инклюзивного образования. Взгляды на современные проблемы инклюзии в Коми во многом совпали. И в сельских районах, и в городах трудности те же. Отсутствие межведомственного, межсекторного, междисциплинарного взаимодействия, единого координирующего органа, ресурсного центра, разработанных адаптивных программ, квалифицированных кадров не позволяют развиваться качественной инклюзии. Сейчас тему инклюзии с трудом и по отдельности постигают родители, чиновники, социальные работники. Педагоги в Коми не имеют специальной подготовки.
Всё это не позволяет включить особого ребенка в систему, созданную изначально для нормативных детей. Изменить ситуацию не возможно без реформы профессиональной переподготовки.
К приему детей с инвалидностью не подготовлены и школы – в них по-прежнему нет доступности, отсутствуют тьютеры и сопровождение.
Как считают участники конференции, решать проблемы нужно объединив усилия всем – чиновникам, профессиональному и родительскому сообществу, общественности.
Участники озвучили предложения по изменению ситуации: создать координационный Совет по инклюзивному образованию при правительстве Коми, сформировать реестр потребностей особых детей. В муниципалитетах нужны ресурсные центры, при школах – школьные консилиумы. Очень важны доступность школ, подготовка тьютеров, просвещение социума и активизация родительского сообщества.