ул. Петрозаводская, 19 (вход c торца)
8 (821) 251-37-95 Пн-Пт: 10:00 - 17:00
-  А  +
+18

Антон Потолицын, папа особого ребенка

«Когда умные люди знают, как применять научные знания в повседневной жизни, то и жизнь становится лучше. По поводу своего ребенка скажу: положительная динамика есть. В январе он начал говорить, и  сейчас может повторять за людьми осмысленно, а это уже прогресс. Недавно он сказал: «я хочу котлету».

У Антона два высших образования – юридическое и экономическое. Полгода назад он был руководителем одного из отделов Министерства здравоохранения Коми. Но принял решение  уволиться, чтобы заняться воспитанием  сына.  У мальчика – расстройство аутистического спектра.   В настоящее время Антон получает педагогическое образование и параллельно  дистанционно через Интернет обучается на сертифицированного поведенческого аналитика. Для проекта «Счастье без барьеров» Антон рассказывает о  методах работы со своим ребенком.

Иногда жизнь кажется невыносимой и мучительной только из-за отсутствия опыта, знаний, навыков, общей информации о том, как – жить. А еще от переживания одиночества и замкнутости на своей ситуации. Для таких случаев «Счастье без барьеров» на  myryadom.ru начинает публикацию статей по обмену реальным опытом. Как быть модным, сидя в коляске? Как радоваться, не выходя из дома? Как не уставать, воспитывая особого ребенка? Ответы на эти простые вопросы иногда могут изменить течение жизни.

Антон Потолицын:

Моему сыну 7 лет. У него атипичный аутизм. Еще совсем недавно он не мог смотреть другим людям в глаза, не мог осмыслено произнести ни одного  слова, не знал, как вступить в коммуникацию с другими людьми (например, попросить интересующий его предмет). В результате у него часто проявлялось так называемое «нежелательное поведение», когда он мог ущипнуть или укусить кого-нибудь из взрослых, на улице мог отказаться идти в нужную сторону и часто закатывал истерики прямо на улице или в общественных местах, падал на землю и начинал истошно кричать, пытаясь дать понять окружающим его людям, что он хочет чего-то другого.  Три года  мой ребенок ходил в речевой садик. Эти три года не дали никаких серьезных сдвигов  в плане получения новых навыков и развития речи.  Тогда я принял решение получить третье высшее образование – педагогическое, в магистратуре Сыктывкарского государственного университета по направлению «Педагогика и психология начального образования», чтобы впоследствии работать тьютером в  коррекционной школе как со своим ребенком, так и с другими детьми.  Параллельно  прохожу дистанционное обучение через Интернет на русском языке в Израиле по такой науке как «прикладной анализ поведения» или по-английски «АВА». Почему именно по ней? 

Прикладной анализ поведения уходит своими корнями в 1938 год, когда американский  психолог Беррес Фредерик Скиннер, один из самых влиятельных психологов в истории и ученых ХХ века, написал свою книгу «Поведение организмов».  Бихевиаризм появился  в лаборатории, когда Скиннер наблюдал за тем, как меняется поведение животных в зависимости от  изменения окружающей среды.

В наше время в США, Израиле и многих других развитых странах прикладной анализ поведения используется как стержневая наука для обучения детей с расстройством аутистического спектра. Суть науки «Прикладной анализ поведения» состоит в том, что любой живой организм, в том числе и человеческий изменяет свое поведение под воздействием факторов в окружающей среде, а также тех последствий, которые возникают в результате реакции человека на изменение окружающей среды.  При этом это поведение человека формируется и является «обученным». Воздействуя на факторы в окружающей среде, а также на последствия, которые возникают в результате реакции человека, поведенческий аналитик может изменить поведение человека, сформировав у него новое поведение, более социально приемлемое. Например, если неговорящий ребенок хочет попросить какой-то предмет, например сок, но не знает как, то чаще всего он использует для коммуникации с другими людьми доступные для него формы поведения: крик, агрессию, самоагрессию и прочее нежелательное поведение, заставляя, таким образом, окружающих его людей догадываться о том, что ребенок хочет в данный момент. В процессе применения прикладного анализа поведения специалист анализирует любые изменения внешней среды (факторы вокружающей среде, предшествующие поведению), форму реакции человека на эти факторы, а также последствия, которые произошли после проявления человеком реакции. Все эти данные должны четко фиксироваться в определенных протоколах, также должен вестись учет количества реакций. На основе  подсчетов составляются графики. На основании графиков составляется направление изменения факторов в окружающей среде для более эффективного воздействия на поведение человека. Дети с расстройством аутистического спектра имеют нарушения развития, которое характеризуется нарушением коммуникации и, как правило, еще дополнительными свойствами, такими как отсутствие речи, стереотипные навязчивые движения, отсутствие взгляда глаза-в-глаза и так далее. 

Но из-за того, что в нашей стране ребенку в раннем возрасте   – до 3 – 4 лет –  психиатрами не ставится  окончательный диагноз, время для коррекции нарушений оказывается упущенным. В Израиле все не так. Там если у полугодовалого ребенка педиатр заподозрил какие-то отклонения в развитии,  он ставит  этого ребенка на диспансерный учет. С этого момента ребенок находится под специальным  медицинским  наблюдением.  Потом, если ребенок развивается нормально, его с учета снимают.  У нас все наоборот – сначала предлагают подождать, а потом хватаются за голову: у вас аутизм! В США и в Израиле, где большое количество детей с аутизмом, к таким детям применяются специальные методики корреции нарушений в развитии, начиная с полутора лет. И есть научно доказанные данные о том, что если к детям начать применять методы прикладного анализа поведения с раннего возраста, то к школьному возрасту практически все или большинство отклонений в развитии уходят, и что самое главное – появляется речь. Дети начинают коммуницировать и понимать, чего от них хотят. Но у нас наука о поведении пока еще не получила должного применения и понимания.

В прикладном анализе самое главное – законы поведения, а на них уже накладываются наиболее эффективные методики работы. Это не дрессировка ребенка.  Это обучение в естественной среде, система обмена карточками, когда карточки заменяют речь.  РЕСS (пекс)  – система обмена карточками взамен речи. И,  благодаря вот этой системе, через  полгода работы нежелательное поведение у моего ребенка стало уходить.  Если раньше ребенок, к примеру,  хотел попить компот и бросался на пол с истериками, а мы не понимали чего он хочет, то сейчас у него есть   альбом с карточками. Следуя определенному протоколу, прописанному в руководстве по работе с карточками, ребенок  может  обучаться  построению фраз. Например, сказать – «я хочу пить компот».  При этом на последнем этапе обучения у ребенка не просто появляется речь. Он  может уже спонтанно комментировать происходящее вокруг него, например, сказать – «я вижу птицу».  Таким образом, он привлекает внимание окружающим к своему  эмоциональному состоянию. Я считаю, что в нашей стране на данном этапе развития системы дошкольного и школьного образования каждый родитель, который имеет  ребенка с аутизмом,  обязан пройти такие курсы, если он действительно хочет помочь своему ребенку, т.к. действующая в стране система образования не располагает специалистами, которые знают и умеют работать с такими детьми.  Есть курсы для родителей, они и стоят дешевле.

К сожалению, у нас в стране пока еще не утвержден Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) для людей с расстройством аутистического спектра. Есть ФГОС для детей в ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), есть ФГОС для детей с умственной отсталостью, но для детей с аутизом нет. Я как юрист и папа аутичного ребенка, после ознакомления с указанными Федеральными образовательными стандартами,  считаю,  что имеющиеся стандарты для детей с умственной отсталостью, не подходят для наших детей.  И большинство родителей, у которых дети с аутизмом,  согласны с этим.   К примеру, в нашем детском саду я столкнулся с такой глупостью.  Я сделал шаблон с визуальным расписанием занятий, которые проводятся в детском саду. На шаблоне имеется 2 полосы от ленты велкро («липучки»). Над одной полосой написано «ПЛАН», над другой написано «ВЫПОЛНЕНО». Между ними имеется поле «СЕЙЧАС». Под надписью «ПЛАН» размещены на липучках картинки с изображением какого-либо мероприятия (например, завтрак, физкультура, лепка, рисование и т.д.. Так как директор нашего детского садика очень ревностно относится к тому, что родители просят воспитателей что-то изменить в своей повседневной деятельности я отдал это визуальное расписание непосредственно директору садика и попросил ее, чтобы она его передала воспитателям и они подводили бы ребенка к этому визуальному расписанию и при начале нового мероприятия снимали бы соответствующую картинку с полоски «ПЛАН» и прикрепляли бы в поле «СЕЙЧАС», а по завершении мероприятия ребенок должен был бы снять эту карточку с поля «СЕЙЧАС» и прикрепить на полоску «ВЫПОЛНЕНО».  Но директором не было  принято решение о том, чтобы работать с этим визуальным расписанием, хотя не только моему ребенку нужно такое расписание, ведь в речевом саду не только он нуждается в визуальном расписании.  Причиной  задержки в принятии решения об использовании в группе подготовленного мною визуального расписания послужило мнение директора детского сада о том, что применение этого визуального расписания может каким-то образом не соответствовать нормативным документам, регулирующим деятельность десткого сада и утвержденным образовательным программам, по которым учат детей в детском саду. И вот она сделала официальный запрос в управление дошкольного образования, чтобы, видимо, получить получить разрешение на его применение.  В нашей стране все невероятно сложно. Не удивительно, что все больше родителей  особых детей  переезжают в страны, где  развиты технологии работы с такими детьми.

Но на самом деле все просто. Когда умные люди знают, как применять научные знания в повседневной жизни, то и жизнь становится лучше. По поводу своего ребенка скажу: положительная динамика есть. В январе он начал говорить, и  сейчас может повторять за людьми осмысленно, а это уже прогресс. Недавно он сказал: «я хочу котлету» без карточек.

Поинтересуйтесь прикладным анализом поведения. 


Читать так же по теме:


Нашли орфографическую ошибку в статье?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: