
Ольга Котова о поездке в Сыктывкар на парафестиваль «Спорт вместе. По-настоящему!»
«От природных условий зависит многое, но от педагога зависит всё»
Ольга Котова — руководитель спортивного отдела РООИ «Перспектива», факелоносец паралимпийского огня Сочи-2014, координатор проекта«Спорт вместе. По-настоящему!».
Хорошо, что в Сыктывкаре я съездила на инклюзивные спортивные занятия и сама все увидела. В интернате № 3 полная инклюзия. Во всей школе только один ребенок имеет родителей, остальные – без попечения, но в интернате все работает. Когда приезжаешь в обычную школу и видишь, что материальная база – как везде, но все работает, это, конечно, многое меняет в понимании развития проекта. В интернате № 3 потрясающий учитель Сергей Зеленцов. Я видела, как он работает с ребятами, как он общается с ними, знает каждого лично, называет по имени, знает даже размер обуви! Видно, что ребята в интернате – открытые и общительные. По икроножным мышцам можно с уверенностью сказать, что ребята постоянно занимаются с мячом, бьют в ворота. Да, немного не хватает развития мелкой моторики, но видно, что дети работают изо дня в день. Это заслуга педагога.
Занятия паралимпийскими видами спорта – общетерапевтические, но выстраиваются в разных школах по-разному, в зависимости от формы инвалидности и способности ребят усваивать материал. Если ребенок не воспринимает речь, значит, педагог дает ему команды знаками. Мне очень понравилось, что после любой подачи, пусть это был и не очень хороший бросок, была похвала. Педагог подчеркивал старания каждого ребенка. И главное, что эта похвала была искренней. Как эта похвала воспринималась ребятами – это нужно было увидеть! Вот оно – наилучшее понимание идеи проекта.
Идея – в разных городах и школах, в районах с разными материальными базами, разными культурами показать, что инклюзивный спорт не только возможен, но и полезен. И тогда мы сможем это тиражировать дальше, по всей стране.
В Коми – свои погодные условия. Тут – все лыжами занимаются почти весь учебный год. Но и тут любят голбол и боччу. Эти виды спорта оказались любимыми во всех школах. Материальная база одинаковая у всех, от природных условий зависит многое, но от педагога зависит всё.
Проект «Спорт вместе. По-настоящему!», конечно же, имеет свое продолжение. Педагоги, которые будут работать с инклюзией, «заразят» нашей идеей других педагогов, из соседних школ. Может быть, сейчас в какой-то школе нет ребенка с инвалидностью, но где гарантия, что он не появится в следующем году? Учитель будет к этому готов, будет знать методику и сможет применять этот опыт.